Минэкономразвития придумало, как улучшить привлекательность российской юрисдикции для крупных компаний. Холдингам дадут специальный налоговый режим, а акционерам сократят срок применения нулевой ставки при продаже акций.

Как пекли "пряники" для бизнеса

Как вернуть российские системообразующие компании под российскую юрисдикцию, чиновники правительства думают с мая прошлого года, когда проработать этот вопрос поручил им президент. В начале ноября вКремль был направлен доклад, в котором предлагалось вменить в обязанность перейти под российскую юрисдикцию только предприятиям оборонно-промышленного комплекса и гособоронзаказа.

При выполнении поручения президента стало ясно, что ключевым условием перевода российского бизнеса под отечественную юрисдикцию является благоприятный инвестиционный климат, а директивно принуждать всех закрыть зарубежные бизнесы — контрпродуктивно, говорит представитель Минэкономразвития.

Комплекс стимулирующих мер для всех остальных компаний поручили разработать Минэкономразвития и Минфину при участии РСПП. ​В марте Минэкономразвития представило в правительство доклад о ходе работы, включавший в себя в том числе и план мероприятий, сообщил РБК представитель ведомства. "По результатам его рассмотрения в правительстве часть пунктов, по которым ни у кого нет особых возражений, вероятно, трансформируется в поручения о представлении уже конкретных предложений или нормативных актов (прежде всего это касается корпоративного блока)", — уточнил он.

РБК удалось ознакомиться с этим планом. Большая часть предложений (шесть из девяти пунктов плана, см. врез) должна быть реализована до июня 2015 года.

Меньше заинтересованных

Минэкономразвития, в частности, предлагает скорректировать закон "Об акционерных обществах", сократив круг крупных сделок и сделок с заинтересованностью, подлежащих обязательному одобрению, а также упростить процедуру одобрения.

Эта инициатива важна для бизнеса, без нее сложно улучшить инвестиционную привлекательность российской юрисдикции, говорит управляющий директор РСПП по корпоративным отношениям Александр Варварин. "Сейчас, например, отсутствуют возможности признания сделок, совершенных в нарушение акционерного соглашения, недействительными, значительно ограничена возможность установить существенные размеры компенсационных выплат, если одна из сторон нарушила акционерное соглашение", — поясняет он.

Идея рабочая, она сократит время и деньги на принятие важных для бизнеса решений, уменьшит документооборот, устранит необходимость проведения формальных процедур и может снизить число судебных разбирательств, согласен адвокат компании "Деловой фарватер" Антон Соничев: компании не нужно будет согласовывать с контролирующим ведомством некоторые крупные сделки и ждать одобрения на них.


Вернуть холдинги на родину

Особое внимание в документе уделяется переводу в Россию холдинговых структур. Разработчики предлагают создать специальный режим налого­обложения холдинговых компаний для стимулирования долгосрочных инвестиций. Речь идет об освобождении от налога на прибыль по акциям и доходов от продажи акций, если холдинговая компания не зарегистрирована в офшоре. Это должно повысить налоговую привлекательность российских холдингов, считает старший юрист "Гольцблат BLP" Артем Торопов.

По существующим правилам российскому холдингу нужно иметь долю не менее 50%, владеть ею не менее 365 календарных дней, а сама дочерняя компания должна быть или российской, или не находиться в черном списке офшоров, чтобы иметь налоговую льготу, говорит Торопов. Уже это в свое время сделало российские холдинги в чем-то более эффективными — не нужно платить как минимум 5% налога при выплате дивидендов на Кипр, в Люксембург или Нидерланды. Но для многих структур 50% — достаточно высокий порог, и акционеры с меньшими долями участия, в том числе в совместных предприятиях, выбирали иностранные холдинги для участия в российских проектах, отмечает он. План предписывает снизить этот порог.


Акционерам — скидка

Другой пункт говорит о сокращении минимального срока и порога владения акциями (долями участия в уставном капитале), необходимого для применения нулевой ставки налогообложения по операциям с акциями российских компаний. Сейчас доходы от продажи акций подпадают под льготу только через пять лет владения и в очень ограниченном числе случаев, в то время как в Европе, как правило, действует одинаковый режим освобождения от налогов на дивиденды и от продажи акций, отмечает партнер Internation​​al Tax Associates BV Рустам Вахитов. Сейчас российский холдинг не может без налогов продать зарубежные "дочки", требуется создание субхолдинга за рубежом, в том же Люксембурге, продажа на иностранном уровне и получение доходов от продажи в России в виде дивидендов от субхолдинга, добавляет Торопов.

По его словам, в идеале эти значения должны быть снижены до 10 или 5% по дивидендам и одного года по доходам от продажи акций, а последнее освобождение должно быть распространено на продажу акций иностранных "дочек", кроме офшорных — тогда российский режим холдинговой компании будет по-настоящему привлекательным. Порог участия было бы хорошо снизить до 10% (как в ЕС), а минимальный срок держания, например, до шести месяцев, согласен партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

Плана недостаточно

Было бы наивно рассчитывать, что сразу после реализации этих мер все компании вернутся под юрисдикцию России, есть ряд системных проблем, прежде всего давление на бизнес со стороны контрольно-надзорных и правоохранительных органов, говорит Варварин из РСПП. "Концепция создания специального режима налогообложения российских холдинговых компаний для конкурирования с такими признанными и ведущими центрами, как Кипр, Люксембург и Нидерланды, является крайне привлекательной, но в условиях сложившейся геополитики и большого числа вопросов к эксцессам российского правоприменения, включая не всегда прогнозируемую судебную практику, ее реализация может быть затруднена", — скептичен Захаров.

Разумеется, только этого плана недостаточно, соглашается представитель Минэкономразвития. Мероприятия, предусмотренные планом, — из числа тех, что по тем или иным причинам не вошли в уже реализуемые в рамках других планов и "дорожных карт", говорит он.

Президент РСПП Александр Шохин согласовал план без замечаний (копия его письма в Минэкономразвития есть у РБК). Минфин высказал возражения к части мероприятий плана, касающейся снижения налоговой нагрузки на холдинги (освобождение от налога на прибыль дивидендов по акциям и доходов от продажи акций), говорит представитель Минэкономразвития. "Ведомство считает, что реализация предлагаемых мер приведет к снижению налоговых поступлений в бюджет, да и просто преждевременна. Поэтому план был направлен в правительство с разногласиями", — уточнил он. Первый вице-премьер Игорь Шувалов воздержался от комментария.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments