О российско-шведских торговых отношениях и перспективах инвестиций шведских компаний в России «Эксперту» рассказала министр торговли Королевства Швеция Эва Бьерлинг

— Швеция — страна с экспортно ориентированной экономикой. Насколько сильно кризис ударил по шведской торговле? И по каким отраслям в первую очередь?

— Действительно, наш внутренний рынок невелик — всего девять миллионов человек — поэтому шведские компании вынуждены в процессе своего развития искать внешние рынки сбыта. И сейчас торговля приносит Швеции примерно 53 процента ВВП. В 2009 году внешнеторговый оборот, конечно, снизился, но в принципе не больше, чем у других торговых стран мира. Прямо или косвенно все государства стали жертвами кризиса — но кто-то из них позже, а кто-то раньше. Сначала с проблемами столкнулся ЕС, затем Россия, потом Ближний Восток. Швеция стала одной из первых его жертв.

Что касается промышленных отраслей, то больше всего у нас пострадало машиностроение, в частности автомобильная индустрия. Но опять-таки в аналогичной ситуации оказались автомобильные компании Италии и Германии. Дело не только в кризисе, но и в структурных проблемах самой отрасли. Она явно нуждается в модернизации.

С экспортом услуг ситуация иная. Этот сектор нашей торговли, в отличие от экспорта промышленных товаров, пострадал не столь сильно. Вообще, в последние годы экспорт услуг у нас рос быстрее, чем экспорт промышленной продукции, — отчасти потому, что в поставках продукции мы испытывали серьезную конкуренцию со стороны развивающихся государств-экспортеров, прежде всего Китая. Хотя, безусловно, конкуренция — это хорошо!

— Каким образом теперь, в посткризисный период, Швеция собирается выигрывать в этой конкуренции у того же Китая? Ведь не секрет, что некоторые китайские компании просто копируют технологии западных стран и производят те же самые технологические решения гораздо дешевле.

— Наше конкурентное преимущество состоит в возможности продажи системных решений. Мы готовы предложить клиенту пакет, состоящий из высокотехнологичной продукции, инновационных технологий и высококвалифицированного сервиса. В этом мы далеко впереди.

— Насколько кризис повлиял на российско-шведские экономические отношения?

— Во время кризиса торговля между нашими странами сократилась на 40–50 процентов. Однако здесь надо принять во внимание, что за последние десять лет объем торговли вырос на 500 процентов! Падение в 2009 году мы рассматриваем исключительно как временное явление и уверены, что скоро объемы нашего экономического взаимодействия снова начнут расти.

— То есть шведские компании продолжат не только экспортировать товары в Россию, но и инвестировать в российский рынок? Какие области являются наиболее привлекательными и перспективными для инвестирования?

— Прежде всего это так называемые чистые технологии (инновационные продукты, направленные на повышение экологичности производства, эффективности использования ресурсов, а также для экологически безопасной переработки отходов. — «Эксперт»). Правильная и высокотехнологичная переработка отходов — это то, что поможет вам превращать проблемы в преимущества. В частности, поможет производить энергию. У нас в Швеции, например, некоторые компании занимаются превращением органических отходов в метан.

— Каковы, на ваш взгляд, положительные и отрицательные стороны работы на российском рынке? Какие трудности там могут подстерегать?

— Сегодня средним и малым компаниям очень сложно войти на российский рынок. Причин тому много: чрезмерные бюрократические процедуры, административные барьеры, долгое ожидание разного рода разрешительных документов от российских властей. Проблему представляют различия в местных законодательствах в разных российских регионах, а также, безусловно, высокий уровень коррупции. У небольших компаний нет финансовых мускулов, чтобы с ней бороться.

Однако все это перекрывают преимущества вашего рынка. Прежде всего, его объем — 140 миллионов человек — и высокие темпы роста. Кроме того, нам приятно работать с русскими. Они в большинстве своем открытые люди, интересуются новыми технологиями и инновационными разработками.

— Насколько сильно коррупционный скандал вокруг компании IKEA повредил репутации российского рынка в Швеции?

— Пока еще рано давать ответ на этот вопрос. Но обеим сторонам очень важно подумать над тем, как избежать подобных ситуаций в будущем. И я очень довольна поведением руководства IKEA. Оно показало, что не потерпит коррупции внутри своей компании. Как правило, все наши предприятия ведут себя в рамках стандартов корпоративной социальной ответственности, уважают права человека, борются с коррупцией и заботятся об окружающей среде.    

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments