Какие планы у менеджмента одного из крупнейших независимых книжных магазинов страны? В чём ему видится развитие книжной отрасли? Об этом и многом другом — в интервью с президентом ТД «Библио-Глобус» Борисом Есенькиным.
Когда бы я ни оказалась в «Библио-Глобусе», там всегда много посетителей: кто-то читает, удобно устроившись за столиком между книжными полками, кто-то активно участвует в дискуссиях с приглашёнными гостями магазина на «минус первом» этаже, родители специально привозят сюда своих детей в клуб «Библиоша», и пока с малышами занимаются специалисты, имеют замечательную возможность прогуляться по торговым залам. Филателисты, нумизматы, букинисты, антиквары, – кого здесь только не увидишь. Без покупки уйти невозможно и невозможно не вернуться! Честно говоря, раньше я была уверена, что дело в исключительном месторасположении магазина. Это, конечно, верно, но только отчасти. «Библио-Глобус» – магазин, где есть душа. И формирует её коллектив, на мой взгляд, живущий ради своего покупателя.
Какие планы у менеджмента одного из крупнейших независимых книжных магазинов страны? В чём ему видится развитие книжной отрасли? На что, или, точнее, на кого делает ставку руководство магазина в ближайшей перспективе? Об этом и многом другом мы беседуем с Президентом ТД «Библио-Глобус», Президентом НП «Гильдия книжников» Борисом Есенькиным.
— Борис Семёнович, как Вы оцениваете сегодняшнее состояние книжного дела в России?
— Каждый век несёт для человечества что-то новое, даёт толчок к движению и развитию. XXI столетие практически всё перевернуло в нашем сознании – власть, культура, бизнес: книжная Россия не была готова к той степени свободы, которую получила. В наследство от СССР нам досталось неумение оперативно и грамотно встраиваться в новые бизнес-процессы, несовершенство правовых норм, отсутствие корпоративной культуры и прозрачных «правил игры». С одной стороны, мы считаемся читающей, продвинутой страной, а с другой – у нас наблюдается какая-то неуправляемость и непонимание происходящего. Много говорим об одном и том же, при этом реально ничего не делаем и жалуемся, что нас не слышат.
Настоящее состояние издательского дела и книгораспространения, отраслевой науки и подготовки специалистов всё больше вызывает вопросы – куда мы, собственно, движемся, какие цели и задачи ставим? Воспринимаем ли трансформацию общества в XXI веке? В чём наша классическая идея, учитывающая особенности российского менталитета, культуры, образования, науки? Выстраиваем ли мы эффективную логистику в отрасли?
Совершенствуем взаимодействие информационных систем, обмен данными и метаданными на базе современных стандартов и форматов? А это – основа настоящего и будущего отрасли.
Книжное сообщество разобщено, действуют многочисленные общественные организации – РКС, АСКИ, АСКР, НП «Гильдия книжников» и др. Российский книжный союз взял главенствующую роль, пытаясь донести до власти наши проблемы (хотя мы говорим, что проблем у нас нет). Я был в числе инициаторов создания РКС, но затем принял решение выйти из его состава, не увидев того, что могло бы сплотить сообщество и дать реальные результаты.
Печально, что нет оппозиции, ведь только через диалог можно найти истину. Мы потеряли (а может, так и не приобрели) умение говорить на одном языке с властью, партнёрами, потому что боремся за собственную сиюминутную выгоду и не задумываемся о последствиях. Мы, к сожалению, недостаточно хорошо знаем сегодняшнего и будущего читателя, не можем найти взаимодействия с библиотеками (уже даже не говорим о консолидации), а ведь в развитых странах они играют первостепенную роль и в развитии чтения, и в пропаганде книги, и в формировании книжного рынка. Тогда о каком просветительстве может идти речь?
В отрасли происходит очередной коллапс, и мы неясно видим своё будущее. Наблюдается уход с рынка ряда издательских и книготорговых компаний, крупнейшей сети «Топ-книга» и других организаций, а также слияние двух ведущих издательств. Новые поглощения с созданием больших холдингов логичны, но есть и обратная сторона медали – исчезает конкуренция. Сложно предположить, как будет выстраиваться издательская политика «ЭКСМО», что будет с торговой сетью, принадлежащей «АСТ», и как станет развиваться книжная отрасль в целом.
Что остаётся независимой рознице? Работать исключительно для читателей. А им уже нужны не прос то магазины – есть потребность в центрах информации, культуры и услуг – совсем другой уровень общения, позволяющий экспериментировать с различными моделями творчества и сервисов. По полученным от посетителей откликам мы чувствуем, что общество нуждается в слове, диалоге, культурном общении. А культура – это, прежде всего, общение, диалог, информация, книга…
— Действительно, сейчас мы находимся на переломном этапе: меняется руководство курирующих отрасль ведомств, готовятся новые документы, регламентирующие книжный, библиотечный, образовательный сегменты. НП «Гильдия книжников» занимает активную позицию в части разработки предложений по авторскому праву, интеллектуальной собственности. Очевидно, что нужны конкретные действия и решения. На каком этапе находятся эти проекты сегодня?
— Летом прошлого года «Гильдия книжников» вышла с инициативой в Комитет по интеллектуальной собственности ТПП РФ о создании Подкомитета по структурированию деятельности и инновациям в сфере массовой информации и коммуникаций в области интеллектуальной собственности. Важным в его деятельности стало философское осмысление действительности, нахождение консенсуса в принятии перспективных решений на базе опыта международных и отечественных организаций.
В течение года разрабатывалось стратегическое видение развития книжной отрасли1. Материал, конечно, ещё сырой, требует конкретизации в диалоге с государственными учреждениями, научным и бизнес-сообществом – разумеется, на одной общественной инициативе далеко не уедешь. Более того, необходимо основать совет из представителей Федеральных агентств, НИИ, профильных вузов и других организаций, способных подключиться к реализации стратегических задач отрасли.
Итак, впереди – большая работа. Специалистам предстоит отрегулировать законодательный механизм регламентации деятельности, в том числе рассмотреть возможность разработки и принятия Федерального закона «О книжной отрасли», восстановления правовой основы для соблюдения СИБИД, формирования механизма адаптации, распространения и использования стандартов в российской практике. Иначе сложно будет выпускать и распространять конкурентоспособный продукт, отвечающий мировым стандартам.
При этом предлагается создать единый реестр правообладателей и систему третейского разбирательства при ТПП РФ в сфере авторского права, наделить полномочиями по мониторингу и контролю за размещением нелегального контента конкретный орган государственной власти.
Стоит подумать и о развитии инновационной среды, повышении инвестиционной привлекательности отрасли. Необходимо разработать регламенты, направленные на защиту интеллектуальной собственности в глобальном пространстве. А значит, предстоит инициировать выделение грантов в сфере культуры, в частности книжного дела.
Кроме того, современные тенденции информатизации общества вынуждают нас обустроить цифровое пространство на базе единых форматов взаимодействия и обмена данными, с введением паспортизации авторского контента, регистрационной системы по управлению авторскими правами на интеллектуальные продукты, а в перспективе – с построением модели «Биржа авторского права».
Разумеется, это только начало движения к модернизации книжной отрасли – для того чтобы что-то взрастить, нужно вскопать, удобрить и посеять. Но в нашем случае вопрос ставится уже по-другому: готовы ли к этому издатели, полиграфисты, распространители, библиотекари и другие участники рынка? Готовы ли мы к переходу на саморегулирование отрасли? Нужно ли это профессиональному сообществу?
— И что в этой ситуации делать?
— Это извечный вопрос, на который уже не одно столетие пытаются ответить лучшие умы России и мира. Идей и предложений много. Но они остаются на уровне рассуждений и «междусобойчиков». Условно, можно назвать такой процесс кризисом идей, когда одни и те же мероприятия проводятся различными организациями на разных площадках с одними и теми же экспертами, но, к сожалению, формально, когда для «галочки» создаётся множество документов, резолюций и предложений. Этим подчёркивается лишь то, что наше будущее зависит только от нас – от нашей компетентности, понимания действительности и «встраивания» в происходящее!
Разумеется, общество влияет на происходящее. И мы обязаны, как отмечал Николай Рубакин, «изучать читающую публику, присматриваться к жизни этой самой публики, её нуждам, интересам, потребностям и стремлениям. Ведь это и значит искать ту точку опоры, с которой и можно понемножку сдвигать шар земной». Поэтому книготорговое предприятие должно преобразоваться в культурно-информационный медиацентр, где можно отдохнуть, посмотреть фильмы, почитать книги, встретиться с друзьями и партнёрами, принять участие в социально значимых мероприятиях, познакомиться с интересными людьми.
В постоянно движущемся мировом пространстве, где технологии информационного обеспечения быстро меняются, человеку необходимо место духовного сосредоточения (назовём его Храмом культуры), в котором он мог бы остановиться передохнуть, подумать, найти гармонию своего бытия… и опять вперёд – за поиском истины.
— Именно так Вы выстраиваете работу «Библио-Глобуса»?
— Прежде всего, нужно отметить, что у нас ведётся диалог с читателем. Некоторые покупатели просто «живут» в «Библио-Глобусе» – приходят почти каждый день, общаются, дискутируют, участвуют в заседаниях клубов. Другие читают, выписывают цитаты и работают с книгой. И это нормальное поведение современного человека. Это то, к чему мы стремимся, – стать культурной площадкой для общения и диалога. В целом, бизнес-задача – предоставить по принципу «чего изволите-с?» как можно больше услуг нашему интеллектуальному покупателю. Задача-максимум – создать для посетителей такие условия, чтобы они возвращались к нам снова и снова.
— К слову об инновациях и сервисах… Вы внедрили «печать по требованию»?
— Нет, объясню почему. Сейчас всё очень быстро развивается. Естественно, мода навязывает свои веяния. Но они не всегда оправ- даны. Мода приходит и уходит, а стиль остаётся. Безусловно, в бизнесе прос то необходимо ви- деть новые течения, улавливать современные тенденции, но отделяя «зёрна от плевел». Сейчас приобретать дорогостоящее оборудование – нерационально, мы его просто не окупим. Нам невыгодно держать такие машины. Тем более, для этого существуют полиграфкомбинаты, типографии и издательства, которые нацелены на обеспечение всего комплекса полиграфических услуг. К тому же остаётся основная проблема – авторские и смежные права. Издатели боятся «отпускать» контент. Новая форма взаимоотношений с авторами, правообладателями и издателями только начинает выстраиваться.
— Какие планы по развитию Вы для себя определили?
— К 2013 г. «Библио-Глобус» преобразится. Пожалуй, этот год будет определяющим по количеству услуг, которые мы планируем оказывать как в торговых залах, так и через Интернет. Мы прекрасно осознаём, что ассортимент книжной продукции на бумажном носителе значительно сократится. Что именно останется – сейчас изучаем и оцениваем. Естественно, не ослабнет востребованность детской литературы и подарочных изданий, книг, которые хотелось бы поставить на полку в своей библиотеке, читать, перелистывая бумажные страницы.
Сегодня широта ассортимента даёт нам конкурентное преимущество. У нас есть практически любая книга (даже если она отсутствует в торговых залах, мы найдём её для нашего читателя). Такой подход и сохранится. Увеличим площадку для коллекционного ассортимента, приоритетным станет развитие антикварного направления, подарочного сегмента; расширим наше представительство и партнёрство в регионах и за рубежом (в том числе предоставляя технологии по франшизе и устанавливая информационные терминалы); предложим широкий спектр услуг социально-культурной сферы.
— Как Вы планируете выстраивать отношения с традиционным книжным рынком?
— В работе с поставщиками и авторами мы делаем ставку на индивидуальный подход. Сотрудничаем с издательствами – крупными, средними и особенно с малыми предприятиями, которые предлагают не только востребованную массовую литературу, но и уникальные издательские проекты. Ассортимент крупных издательств занимает не более 30–35%.
Конечно, в работе есть и некоторые сложности, связанные с огромным объёмом информации, но, надеемся, принятие закона об электронном документообороте существенно облегчит данный процесс. Оперативная поставка во многом зависит от скорости движения документов и информации, а также от современного программного обеспечения. Мы стараемся максимально автоматизировать все процессы. Планируем перейти на новую ERP-систему «Microsoft Dynamics NAV 2009», позволяющую проводить более качественную аналитику ассортимента, продаж и т.д.
— Пользуясь случаем, поздравляю Ваш коллектив с юбилеем. За 55-летний период жизни Торгового Дома сложностей, вероятно, было немало?
— Да… много воды утекло за столь небольшой промежуток времени. Прошли непростые годы становления и переустройства – когда выходили из государственной структуры «Москнига», но сохранили старое название – магазин № 120 «Книжный мир», когда приватизировались, и «Книжный мир» преобразовался в 1992 г. в «Библио-Глобус» со своим флагом, гимном и другой атрибутикой, которая сопровождала выбранное название. Тогда мы оказались в пучине свободного рынка, но со старым «багажом», невостребованной литературой и коллективом с советскими устоями – без современного восприятия происходящего. В таких условиях уже нельзя было жить по старинке. Это был трудный период, период поисков, ошибок, нахождения истины.
Но мы выстояли! Обновили книжный ассортимент, предложили покупателям новые услуги. Стали осовременивать бизнес, осваивать и расширять компьютерный парк и сети, перестраивая рабочие процессы и переходя на новые технологии с применением интегрированной логистики.
Казалось, всё налаживается, но роковой месяц для страны – август 1998 г., говоря по-народному, «опустил нас ниже плинтуса». Экономический кризис почти обрушил предприятие. За неделю пришлось перестроить «глобусовский» организм. Нашли способ расчётов с поставщиками, упорядочили движение товара, восстановили товарный и финансовый баланс. Постепенно открыли перспективы в совершенствовании современных форм и методов в работе с поставщиками, покупателями и сотрудниками.
Началась творческая работа. Внедрили социальную программу, предусматривающую дополнительные льготы и финансовую поддержку ветеранам труда и специалистам предприятия. Сформировали платформу для внутрифирменного обучения и повышения квалификации. Отрядили перспективных специалистов для учёбы в Московском государственном университете печати (таким образом, получился «рабфак» – работаем и учимся).
В течение шести лет осуществляли капитальный ремонт (без закрытия предприятия!), который дал возможность вывезти книжные завалы, оставшиеся с советских времён, и увеличить торговые площади. Одновременно были автоматизированы технологические процессы и внедрены международные информационные стандарты, способствующие сокращению времени поставки товаров и оптимизации предпродажной подготовки. Всего и не перечислишь… Открылся детский клуб «Библиоша». Стали работать Литературная гостиная имени Ивана Сытина, различные тематические клубы по возрастам и интересам, позволившие привлечь любителей книги к дискуссии, обсуждению современных произведений и актуальных вопросов развития общества. Так год от года предприятие выстраивалось как центр культуры, информации и услуг.
Но время бежит… Впереди – серьёзная работа по приведению нашего бизнеса в соответствие с нормами ВТО, открывающая следующий уровень в «догонялках» и требующая более тесного взаимодействия с международным сообществом – с EDItEUR и другими организациями, способствующими более системному внедрению современных форматов, регламентов для организации единого информационного поля (с проектированием логистической модели распространения бумажной и электронной книги и информации на различных носителях).
Так, решая поставленные XXI в. задачи, надеемся преодолеть следующий «виток нашего несовершенства» и продолжить вносить свой вклад в развитие информационно-культурного пространства России.
— Борис Семёнович, позвольте задать наш традиционный вопрос – каковы Ваши читательские предпочтения?
— Интеллектуальная литература, философия. Много читаю книг по стратегическому управлению, инновационному менеджменту, логистике, маркетингу, ценообразованию… Я – сторонник того, чтобы читать только ту литературу, которая способствует совершенствованию профессиональных знаний и помогает улучшить то, чем я занимаюсь. Из последнего, что прочитал, меня «зацепили» произведения, закладывающие крупицы истины в нашем несовершенстве, – писателя и драматурга Вэнди Вассерштейна «Лень», лауреата Пулитцеровской премии Всеволода Татаринова «Высокое мастерство жизни», писателя и философа Абд-Ру-Шина (Оскара Эрнста Бернхардта) «Думаешь ли ты об этом?»
— Не могу не спросить, исключительно из женского любопытства, – у Вас столько планов и задумок, Вы живёте своим делом, а откуда черпаете энергию и силы?
— Думаю, как и у большинства, это занятия различными видами спорта. Но самое главное – заниматься любимым делом, которое даёт и энергию, и силу, и стремление совершенствовать себя дальше. Ещё важно – учителя. Для меня такими незаурядными личностями стали Иван Дмитриевич Сытин, Сергей Ерофеевич Поливановский, Александр Алексеевич Говоров, Леонид Самуилович Воложин… Считаю, мы обязаны знать историю нашей культуры, помнить людей, судьба которых связана с этим просветительским миром, оставивших бесценное наследие для будущих поколений.