Конец года отметился разговорами об "упорядочении" интернет-торговли, которые звучат на самом высоком уровне. Чего ждать от государства и так ли нужно e-commerce "урегулирование" на теперешнем этапе. Об этом Oborot.ru поговорил с Александром Ивановым, президентом Национальной ассоциации дистанционной торговли.

— Давайте попробуем предположить, как будут "упорядочивать" интернет-торговлю в России.  Остановится ли процесс на введении пошлины для crossborder trade — или нам ждать какого-то урегулирования и для внутренней e-commerce?

— Версий о возможном "упорядочении" интернет-торговли — множество. Реплика Владимира Путина на эту тему оказалась для всех полной неожиданностью. Президент сказал: "в правительстве разрабатываются меры…". Но на сегодня единственный вопрос, который дебатируется в правительстве относительно интернет-торговли, — это усиление фискальной дисциплины.Сейчас прорабатываются меры, которые позволят усилить фискальную дисциплину — например, обеспечить выдачу чеков при покупке либо вручении товара.

Хотя, нельзя исключить того, что, получив "президентский месседж", чиновники ускорят разработку новых законопроектов.

— Согласны ли вы с тем тезисом, что интернет-торговцы имеют некие "несправедливые" преимущества перед офлайновыми магазинами?

 — Что касается каких-либо преимуществ онлайн-торговли перед офлайн-магазинами — их попросту нет. Есть некое конкурентное преимущество — "правильные" интернет-магазины торгуют со склада, не владея офлайновыми площадями. Поэтому их расходы ниже, чем траты традиционных магазинов, которые оплачивают аренду торговых площадей, персонал и сопутствующие расходы. Но это преимущество не искусственного характера, и пытаться здесь что-либо исправить — это разрушить рынок. Справедливости ради отмечу, что у офлайн-ритейлеров есть свои собственные конкурентные преимущества перед интернет-торговлей, так что баланс здесь вполне соблюдён.

Отмечу, что призывы "что-то исправить" мы чаще всего слышим со стороны крупных игроков в офлайн-торговле, торговых сетей, открывших свои интернет-магазины. В этом сегменте выход в онлайн оказался рентабельным лишь для единиц. Большинство же столкнулось с жесточайшей конкуренцией со стороны классических онлайн-магазинов, имеющих, как уже говорилось выше, естественные ценовые преимущества. Ни с чем подобным в офлайне"им раньше сталкиваться не приходилось, и это породило множество разговоров о "сером", а то и "чёрном" рынке, который якобы существует в онлайн-торговле.

— Российские таможенные правила часто сравнивают с правилам других стран. И действительно, нигде в мире нет такой высокой планки беспошлинного ввоза.

 — Сегодня таможенная пошлина не уплачивается с посылок в адрес частного лица для товаров, предназначенных для личного потребления, сумма стоимости которых не превышает 1000 евро в месяц, вес — 31 килограмм, а стоимость доставки — 5000 рублей. Противники этой нормы обычно пытаются сравнить её с аналогичными ограничениями в других странах, приводя в пример, скажем, норму, существующую в большинстве стран ЕС (24 евро). Думаю, сравнение не вполне корректно, т.к. на 24 евро посылок можно получать сколько угодно, хоть сотни в день, а 1000 евро — это норма для человека на месяц.

Учитывая низкий средний чек  интернет-покупок за рубежом — около $40, что вполне сопоставимо с европейской нормой в 24 евро за одну посылку (данные получены из открытых отчетов eBay и AliExpress), возможно, стоит подумать о более удобной модели регистрации международных посылок и приближении этой схемы к европейским правилам.

— Готова ли сегодня  российская таможня предложить получателям удобные и высокотехнологичные способы оплатить пошлину?

— Начинать какие бы то ни было "реформы" в этой области, по моему мнению, можно будет только тогда, когда появится простой и понятный способ оплаты таможенной пошлины. Сегодня уплата таможенной пошлины скорее напоминает изощрённую средневековую пытку (кому доводилось через это проходить, поймет, о чем я говорю), чем банковскую операцию. И менять ситуацию в этой сфере нужно как можно быстрее. Пока "Почта России" высказалась о своих возможностях принимать оплату таможенной пошлины в отделениях почтовой связи в момент получения посылки. Но хотелось бы большего "развития сюжета" — например,  возможности отплатить онлайн через сайт таможни или уполномоченного банка.

И, наконец, было бы справедливо компенсировать отечественным интернет-магазинам существование входящего crossborder открытием crossborder исходящего — то есть из России в другие страны. Известно, что о возможности торговли из России в Украину мечтают многие отечественные компании.

Сейчас эта работа в правительстве начата, но она непроста (необходимо вносить изменения в Таможенный Кодекс).  Даже учитывая то, что у этого проекта в правительстве и Думе нет ни единого противника (и даже, наоборот, — множество горячих сторонников), это займет немало времени.

— По оценкам некоторых экспертов российский бюджет в 2013 году недополучил около 30 млрд рублей в результате незаконного передвижения товаров через таможенную границу. Речь идет о закупке мелких партий товара для перепродажи представителями e-commerce под видом физлиц. Как вы оцениваете масштабы "серого рынка" перепродажи товаров из зарубежных ИМ?

 — Ни для кого не секрет, что "чёрный" и "серый" рынок, в котором повинен crossborder, существует. Вопрос, наверное, только в оценке его объёмов. Офлайн-магазины, упомянутые выше, оценивают его чуть ли не в 60% от общего объёма. Но эта цифра никак не стыкуется ни с общим оборотом трансграничной торговли, ни со средним чеком трансграничной покупки. Мне как-то сложно представить контрабандиста, который, вместо того, чтобы ввозить контрабанду на 1000 евро, ввозит её аж на $40.

Возможно, более полную картину даст детальное исследование crossborder trade, которое мы планируем завершить в феврале, уже имея итоговые цифры за 2013 год. Пока же можно сослаться на данные таможни. Согласно нормативам, проверяется около 20% всех входящих посылок. И лишь 3% проверенных грузов, таможенники квалифицируют как товары, предназначенные для перепродажи. Следует, правда, добавить, что чётких критериев, согласно которым груз можно было бы отнести к данной категории, не существует.

 В реальности, как вы понимаете, этот процент в 2-3 раза ниже, так как, "выборочно", таможня проверяет не все посылки подряд, а только те, которые вызывают у неё изначально какие-либо сомнения.

— В итоге, какие законодательные меры бы вы рекомендовали принять для регулирования e-commerce?

— Ситуация с трансграничной онлайн-торговлей  действительно нуждается в улучшении и совершенствовании. Но в то же время, не существует никакого специфического "черного" или даже "серого" рынка, который мог бы быть синонимом интернет-торговли.

По поводу регулирования вопрос сложный. Жесткий перевод рынка в "белую" часть  мог бы положительно сказаться на объеме продаж, т.к.покупатель онлайн-магазина будет чувствовать себя более защищенным с точки зрения защиты прав потребителей.

Но на мой взгляд, ситуация в интернет-торговле в стране не требует радикального вмешательства государства, так как любые резкие шаги могут подорвать этот молодой, только еще встающий на ноги рынок. Считаю, что самое правильное решение сейчас — дать вырасти рынку, как дают вырасти растению — не погубив его неосторожным прикосновением.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments