В Госдуму внесен законопроект «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Законопроект должен устранить возможность двойного толкования положения статьи 26, запрещающего уступку прав требований третьим лицам, разграничивая права требования на товар и права денежного требования (факторинг), говорится в официальном сообщении Ассоциации факторинговых компаий (АФК).
По словам автора законопроекта Виктора Звагельского, председателя подкомитета государственного регулирования рынка подакцизных товаров, после весения системного закона в сфере регулирования алкогольного рынка стало очевидно, в какие нормы необходимо вносить соответствующие изменения.
«Ряд положений направлено на ликвидацию теневого рынка алкоголя и, в частности, фирм-однодневок, — комментирует Виктор Звагельский.- Действующая редакция закона устанавливает запрет на заключение договоров купли-продажи с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, договоров мены, договоров об уступке требования и о переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Как пояснил автор, операции финансирования под уступку денежных требований, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, обеспечивают финансирование под расчеты за поставленную продукцию и включены в план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, утвержденный Правительством РФ еще в 2008 г.
Предлагаемый законопроект, уточняется в сообщении АФК, исключает из сферы регулирования ФЗ № 171-ФЗ операции финансирования под уступку денежных требований, предусмотренные главой 43 ГК РФ в связи с отсутствием механизмов их регулирования Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Данные операции осуществляются кредитными организациями.
Таким образом, законопроект устанавливает «единообразие толкования указанной нормы в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции как товара, переход прав требования на который не допускается», подчеркнул депутат.
Звагельский добавил: «Использование факторинга позволяет добросовестным участникам алкогольного рынка пополнять оборотные средства, необходимые для осуществления обязательных платежей в бюджеты всех уровней, включая акцизные и налоговые сборы, а также выплату заработной платы трудовым коллективам предприятий отрасли».
По мнению депутата, принятие законопроекта позволит исключить возможность недобросовестной конкуренции на рынке алкогольной продукции и розничной торговли алкогольной продукцией, сократить число негативных сценариев в виде банкротств, а также ограничить отрицательные финансово-экономические последствия для формирования доходной части госбюджета в контексте планового повышения акцизных и налоговых сборов в отрасли.