Движение блогеров против запрета на проведение фотосъемок в магазинах и торговых центрах нашло отклик среди ритейлеров. Группа компаний «Дикси» первой объявила об отмене ограничения в магазинах своей сети дискаунтеров.
Как рассказали Retailer.RU в компании, до этого никаких официальных распоряжений в отношении фотографирующих в магазинах не было, но действовало негласное правило о запрете на фотосъемку. «Решение не было спровоцировано никакими прецедентами, мы просто открыто заявили о том, что в нашей сети покупателям не запрещено фотографироваться. Главное, чтобы это не помешало работе магазина»,- подчеркнули в «Дикси».
Однако не во всех компаниях действует лояльная политика в отношении фотографов. Месяц назад двум блогерам запретили фотосъемку на территории одного из московских торговых центров и в магазине «Перекресток». В X5 Retail Group отказались комментировать произошедшее и разъяснить Retailer.RU правила проведения фотосъемок в магазинах компании.
Виртуальное сообщество решило последовать примеру двух «фотоактивистов», и в Интернете появилось множество историй о путешествиях с фотокамерой по магазинам и торговым комплексам. В некоторых случаях описываются аналогичные столкновения с руководством и охраной, однако понять в этих случаях, кто провокатор конфликта сложно. Каждая из сторон отстаивает свою правоту.
Действующее законодательство не устанавливает каких-то специальных ограничений или требований к проведению фото- и видеосъемки в таких объектах, как магазины и торговые центры. Съемка может быть запрещена по разным причинам – в соответствии с требованиями безопасности на объекте, с целью защиты изображений продавцов и других посетителей, а также защиты от использования принадлежащих третьим лицам объектов интеллектуальной собственности (изображенных на товаре товарных знаков, знаков обслуживания и т.д.). По словам Олеси Шестаковой, юриста из «Пепеляев Групп», большинство причин, по которым фотолюбителям отказывают в съемке, нельзя признать обоснованными, если у администрации ТЦ нет достоверных сведений о том, что съемка проводится с целью нарушения охраняемых прав и интересов.
«Требования безопасности (как, например, существовавший до недавнего времени запрет на съемку в метро при отсутствии специального разрешения) должны быть установлены на нормативном уровне, а не администрацией торгового центра, — комментирует Олеся Шестакова. — В отношении фотографирования находящихся на территории ТЦ людей действует ст.152.1 Гражданского кодекса РФ: согласие на съемку и дальнейшее обнародование изображений не требуется, если они получены в местах, открытых для свободного посещения, а изображение конкретного человека не является основным объектом использования. Что касается фотографирования товаров с изображением товарных знаков и т.д., то если не будет доказано последующее незаконное использование данных изображений и объектов интеллектуальной собственности, запрет также не будет действовать».
Как подчеркнула юрист, единственно возможный для администрации ТЦ способ установить запрет на проведение съемки – это принятие соответствующего локального акта, который устанавливал бы правила нахождения на территории конкретного объекта. Содержание (или выписка) из таких правил должна быть установлена у входа в объект, чтобы каждый посетитель имел возможность ознакомиться с ними. В этом случае правила можно рассматривать как часть публичной оферты, а посещение конкретного объекта (ТЦ, магазина) – как согласие с ними, выраженное путем действия.
«Однако, даже если такой акт существует, и посетили с ним ознакомлены, нельзя исключать, что при возникновении подобных ситуаций администрации ТЦ будет трудно доказать свою правоту, в связи с тем, что четкие правовые основания для установления таких ограничений отсутствуют», — добавила юрист.
В сети гипермаркетов «Лента» подобные ограничения действуют. По сообщению компании, запрет за фотосъемку «прописан в объявлении в инфостенде, кроме того, на входе в гипермаркет висит запрещающий фотосъемку знак».
К примеру, на территории Петербурского ТРЦ «Галерея» фотосъемка разрешена только на мобильные устройства или любительский фотоаппарат. Как рассказали Retailer.RU в ТРЦ, если же посетитель использует профессиональную технику, то на это уже потребуется разрешение администрации торгового центра.
«Для его оформления необходимо заранее направить запрос, где нужно указать дату, время и цель съемки. В этом случае посетителю будет выдано специальное разрешение, также будет предупреждена охрана торгового центра, и никто не помешает снимать, — поясняет представитель ТРЦ «Галерея» Екатерина Асинская. — Обычно никаких конфликтов по поводу съемки не возникает, однако в случае отказа посетителя прекратить фотографировать, не имея на то разрешения, охрана обязана отвести его в администрацию, где сотрудники «Галереи» разъяснят правила проведения фотосъемок на территории ТРЦ. Такие ограничения вводятся по соображениям безопасности. Кроме того, мы находимся в центре Петербурга, рядом с Московским вокзалом, поэтому у нас особые требования к обеспечению безопасности в ТЦ и вокруг него», — уточнила она.
По словам Елены Лебедевой, управляющей ТРЦ «Поворот» (г. Лобня, Московская обл.), подобные ограничения, вводимые администрацией торговых комплексов, скорее обоснованы и защитой от конкурентов.
«Руководство ТЦ не хочет, чтобы их планировку, оформление или технику кто-либо копировал. Все-таки затрачены большие деньги на разработку индивидуальной концепции комплекса и эту индивидуальность хочется сохранить, — поделилась с Retailer.RU Елена Лебедева. — К примеру, в нашем торговом центре съемка разрешена только в детской зоне, а на остальной территории ТРЦ снимать можно лишь с разрешения администрации».
В сети магазинов бытовой техники и электроники Media Markt проведение фотосъемок также может проводиться только с разрешения администрации точки. Как уточнили в компании, в целях исключения рисков для бизнеса и вводятся подобные правила.
В компании «Мэлон Фэшн Груп», управляющей одежными сетями Zarina, befree, Love republic и др., более лояльны к своим покупателям. «Как правило, все ТК запрещают съемку на их территории. Мы придерживаемся такой же политики и разрешаем съемки по запросам, например, для журналистов, — сообщают в компании. — Что касается покупателей, то тут есть две ситуации: если покупатель начинает фотографировать оборудование и прочие детали магазина, тогда мы просим аккуратно этого не делать, так как идеи оформления магазина является нашей интеллектуальной собственностью. Если покупателям просто нравится наш магазин, и они хотят в нем сфотографироваться и при этом не мешают работе магазина, то почему бы и нет», — уточняет представитель сети Ирина Староверова.
Не воспрещается фотосъемка на территории гипермаркетов «Ашан». Ограничения действуют лишь на служебные помещения.
Компании, опрошенные Retailer.RU, сошлись во мнении, что ограничения на проведение фотосъемки на территории магазина или ТЦ обусловлены лишь внутренней политикой ритейлера или защитой от конкурентов, но не законодательством.