Рыночная экономика началась в нашей стране заново в начале 1990-х. Несмотря на то что большинство граждан давно считают себя экспертами по капиталистическому образу жизни, многим вещам мы еще не научились. Например, мы не научились требовать от политиков, чтобы конкуренция на рынке была сильной, а цены, соответственно, низкими. То есть, если спросить у граждан, они, конечно, скажут, что, в принципе, было бы хорошо, если бы товары и услуги были подешевле, но претензий политикам — что местным, что федеральным — по этому поводу не предъявляют. Неудивительно поэтому, что монополизация рынков не вызывает у политиков практически никакого беспокойства.

Теория выглядит так. Высокие цены появляются на рынке тогда, когда на нем невысокая конкуренция. Как правило, слабая конкуренция на потребительском рынке связана с тем, что вход на рынок перегораживают какие-то административные барьеры. К таким барьерам приводит обычно коррупция: монополист всегда может дать большую взятку за возведение барьера, чем те, кто хочет войти, за право входа. Именно это (чем меньше фирм на рынке, тем больше они готовы платить за сохранение статус-кво) делает монополию устойчивой формой организации рынка, а конкурентный рынок — формой неустойчивой, требующей постоянных усилий по ее защите. Так почему политик будет прилагать усилия по защите конкуренции, если монополия может потратить больше и на лоббирование, и на рекламу, и на объяснение своей позиции, и на взятки? Только потому, что граждане будут недовольны им из-за высоких цен.

Практика, конечно, выглядит сложнее. Как определить, насколько сильно мэр или губернатор защищает конкуренцию на потребительских рынках? С одной стороны, реальность — сложная штука: какие-то киоски и рестораны появляются, какие-то исчезают, цены в одном месте высокие, а в другом — вроде и не очень. Как тут понять, насколько сильна конкуренция? А с другой стороны, это не квантовая механика: если в городе больше 200 000 жителей и нет ни одного «Макдоналдса» (таких городов в России много) — значит, барьеры на входе высоки, а граждане платят слишком много. (Я понимаю, что для большинства читателей «Ведомостей» «Макдоналдс» — место, в которое попадаешь, только когда хочется быстро утешить ребенка. Тем не менее для большинства россиян возможность регулярно питаться в «Макдоналдсе» повысила бы уровень жизни.) То же самое можно сказать и про многие другие сети: если им слишком дорого входить на ваш рынок, а на рынке хоть кто-то есть, значит, этот кто-то защищен местными политиками и граждане платят лишнее.

Другой способ определения уровня конкуренции — и тоже не требующий знания высокой теории — сравнить цены на ту же продукцию у себя и в Америке, значительно более богатой стране, чем наша. Если цена у нас выше — верный признак барьеров, за которые отвечают политики. А граждане, надо надеяться, со временем научатся требовать от политиков конкурентных рынков. Или, что то же самое, низких цен.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments