Принятие Госдумой очередных поправок к закону «О защите конкуренции», части так называемого «второго антимонопольного пакета», состоялось в минувшую пятницу так незаметно, будто и не было больших баталий вокруг первого чтения поправок ФАС к законодательству, пытающихся существенно расширить не только практику, но и теорию антимонопольного регулирования. Поправки приняты во втором и третьем чтении — споры закончены. Полемика вокруг «второго антимонопольного» оказалась несколько смазанной на фоне других более скандальных кампаний, в которых участвует служба — например, закона о торговле. Можно было бы предположить, что, выступая со все более резкими инициативами, сторонники усиления госрегулирования, среди которых ФАС уже уверенно играет важную роль, делают «проходными» свои менее заметные инициативы. Тем временем пакет поправок, принятых Госдумой, содержит сразу несколько довольно опасных новаций ФАС — например, предоставление правительству права регулировать «недискриминационный» доступ на товарные рынки поставщикам или партнерам госмонополий, а также новый способ определения «монопольно высокой цены» — по затратному методу.
Нормы, фигурирующие в без пяти минут как законе, настолько расплывчаты, что из них очень легко в один момент сделать гаечный ключ, превращающий госрегулирование в этих секторах в ультражесткое. Так, «антидискриминационные» поправки легко превратить в удобный механизм диктата цен поставщикам строительных услуг и материалов для «Газпрома» и «Роснефти», а затратный метод вычисления цен — так и просто в директивное объявление любой цены на любом рынке «монопольной». Практическое применение этого метода, по сути, продемонстрировал Владимир Путин в магазине «Перекресток», в мгновение ока рассчитав завышение цен на свинину «на пальцах».
Но вероятность такого развития событий невелика. По нашим наблюдениям, чем более «революционна» и «жестка» концепция госрегулирования, тем больше вероятность того, что она в итоге будет «обезврежена» практикой или новыми нормами. То, что именно ФАС стала в последние три года источником все более и более громких инициатив такого свойства, неудивительно — это одно из немногих ведомств правительства, выведенных из-под действия административной реформы 2004 года. ФАС наглядно демонстрирует что бывает, когда разработчик правил игры и одновременно контролер пишет их удобными только себе. Но даже эти полномочия не позволяют осуществлять «скачки» в ужесточении регулирования. Опасными я бы считал изменения, вводящие новые жесткие правила исподволь, постепенно. А успешные «революции» в последние годы, идет ли речь о рыбопереработке, госгарантиях по кредитам или экспортных барьерах, можно подсчитать по пальцам одной руки — и все они, от запрета на игорный бизнес до ЕГАИС, после «победы» становятся головной болью правительства. Применение норм «второго антимонопольного» на практике отлично впишется в этот список.