За границей непрофильные ритейлеры, тот же Wal-Mart, давно торгуют безрецептурными лекарствами (в частности противопростудными и желудочно-кишечными, средствами наружного применения, автомобильными аптечками и т.д.), но предложение Минпромторга разрешить то же самое в России местные аптечные сети встретили в штыки. В минувшую пятницу пресс-служба министерства объявила, что оно уже направило в правительство соответствующие дополнения к проекту закона «Об обращении лекарственных средств». А вчера агентство DSM Group, специализирующееся на фармрынке, распространило аналитическую записку под названием «Супермаркеты против аптек: борьба за $5 млрд». DSM пообещало, что, если Минпромторг добьется своего, аптечный рынок уже в 2010 году сократится на 1–15%.
По данным агентства, в 2008 году все аптеки наторговали примерно на 338 млрд руб., при этом доля препаратов, отпускаемых без рецепта, составила 33% (113 млрд руб), еще 30% приходилось на парафармацевтику. То есть рецептурные лекарства обеспечили всего 37% продаж. Согласно прогнозу DSM, в 2009-м выручка от безрецептурных товаров должна увеличиться до 140 млрд руб., а в 2010-м — не менее чем до 150 млрд руб. (то есть составит около $5 млрд). «Либерализация законодательства в вопросе отпуска лекарств» наряду с другими мерами приведёт к «банкротству значительного числа аптечных учреждений» и росту цен на рецептурные товары, пишет DSM.
Справедливости ради: аптечные ритейлеры банкротятся и сейчас, то есть без всякой помощи Минпромторга. Так, фармацевтический холдинг «Протек» просит признать банкротами сразу две задолжавших ему «дочки» крупнейшей сети — «36,6». Министерство предложило аптекам расширить ассортимент за счет, например, товаров для новорожденных, медицинской литературы, стоматологических и зубопротезных приборов, слуховых аппаратов, товаров для лечения и ухода за животными и т.д. «Аптечные сети сейчас переживают не самые лучшие времена: правительство ограничивает наценку на жизненно важные лекарственные средства. Ее снижение должно быть компенсировано за счет безрецептурных препаратов и парафармацевтики,— пожаловался представитель федеральной аптечной сети.— Да и как Минпромторг представляет продажу в аптеке шампуня для кошек? Мы не drogery, мы — аптека».
Кроме аптек, нововведение вроде бы всех устраивает. Представитель одного из крупнейших фармдистрибуторов считает, что производителей и оптовых продавцов рынок даже расширится. Глава X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) Лев Хасис еще в прошлом году говорил в интервью “Ъ”, что розничная продажа лекарств синергична с торговлей продуктами. По версии Минпромторга, должен выиграть и покупатель: конкуренция на этом рынке резко вырастет и цены на большую часть ассортимента аптек снизятся. Премьер-министр недавно отметил, что «рост цен на лекарства в первом полугодии составил 18,3%», «а это значительно выше, чем на другие товары и услуги».