Руководитель Группы компаний "Норман-Виват" Вадим Юсупов – о развитии ритейла в 2013 году, деятельности торговых сетей в Пермском крае и за его пределами и о новых проектах.

Что нового произошло в торговых сетях Группы компаний "Норман-Виват" в 2013 году?

– Торговой сети "Виват" в этом году исполняется 13 лет, и мы понимаем, в каких направлениях хотим развиваться дальше. План на 2013 год мы выполнили на 96% и оставили за собой позиции крупнейшей сети Пермского края – это была основная задача.

Сколько магазинов разных форматов сейчас открыто?

– На конец 2013 года сеть "Виват" насчитывала 96 магазинов, из них 4 гипермаркета, сеть "Норман" – более 250 магазинов, из них в Пермском крае более 110. В 2013 году наши сети имели достаточно консервативное развитие. Если в 2012 году прирост выручки магазинов находился на уровне 30%, то в 2013-м основной задачей было повысить эффективность сетей, пересмотреть все внутренние бизнес-процессы, поработать с системами контроля, чтобы предоставить больше сервиса покупателям.
Основной проект прошлого года – запуск распределительного центра. Планировали увеличить объем централизованных поставок на 20% и эту задачу тоже выполнили. В 2014 году продолжаем работу в части увеличения доли централизованных поставок.

Насколько целесообразно строительство распределительного центра?

– Мы запускали первую очередь распределительного центра для товаров, поставки которых мы полностью контролируем (импорт и товары под собственной маркой). Еще на этапе строительства первой очереди распределительного центра мы поставляли эти товары совместно с нашими партнерами и используя арендованные складские помещения. Запуск собственного распределительного центра позволил нам значительно увеличить объем таких поставок и отказаться от аренды складов. Но основной эффект от централизации поставок в том, что теперь все процессы в магазине стали на порядок лучше. Все товары при отправке в магазины проверяются по количеству и контролируется их качество. В итоге товар, поступая в магазин, уже полностью подготовлен к продаже.

Как-то это сказывается на цене товара?

– С вводом собственного распределительного центра мы получаем гораздо лучшие финансовые показатели и сразу начинаем делиться ими с покупателем в виде более глубоких скидок, а в некоторых категориях – прямого снижения цены. В том числе благодаря этому в 2013 году стоимость потребительской корзины в "Вивате" удалось существенно снизить и достигнуть уровня лучших корзин России, в том числе "Магнита", "Пятерочки". То есть за один и тот же набор товаров покупатели стали платить меньше, чем год назад.

В 2013 году экономический рост был невысоким, эксперты говорят о том, что покупательская активность падает. Отражается ли это на потребительской корзине, среднем чеке?

– Думаю, что сегодня доходы населения существенно не изменились, то есть, может быть, они не выросли пропорционально инфляции, но пока не падают, нет массовых сокращений зарплаты, увольнений… Поэтому говорить о том, что покупательская способность падает, преждевременно. Другая история, что все потребители слышат, что вокруг что-то происходит, следят за изменением курса доллара и становятся более осторожными в своих покупках, активнее реагируют на цены, различные акции.

В 2013 году мы серьезно увеличили акционную активность, потому что потребителю это стало более необходимо. Средний чек в наших магазинах не показывает, что покупатель стал меньше тратить. Скорее, теперь он больше приобретает товаров по акции, запасается ими впрок. То есть потребительское поведение меняется, и мы на это реагируем.

В 2012 и 2013 годах мы активно работали с разными странами: сейчас импортируем товары почти из 30 стран. Но в то же время понимаем, что при нестабильной экономике может существенно колебаться курс валют, могут приостанавливаться поставки из различных государств. Поэтому в 2014 году будем активно работать с российскими локальными производителями. Каждому импортному товару мы стараемся найти российский аналог, чтобы в случае роста курса валют мы могли предоставить покупателю альтернативный выбор. Есть, конечно, продукция, замену которой найти невозможно. Например, оливковое масло в России могут только разлить в бутылки – в силу того, что оливки у нас не растут. Но сегодня всем остальным товарам – кондитерским изделиям, молочным, мясным продуктам – мы смотрим российскую альтернативу.

Такая политика скажется на развитии направления прямых поставок?

– На данный момент цены почти на всю продукцию прямого импорта близки к российским. Пока мы просто расширяем ассортимент, чтобы в каждой категории были как отечественные товары, так и зарубежные. Особенно активно сотрудничаем со странами Таможенного союза – Казахстаном, Белоруссией, Украиной, поскольку понимаем, что их валюта колеблется примерно как российская. В частности, возим газировку и сокосодержащие напитки с завода Libella – лидера продаж в Казахстане, обошедшего Pepsi и Coca-Cola по объемам реализации.

Каково дальнейшее развитие прямых поставок?

– Основная история, на данный момент, связана со второй очередью распределительного центра, проектирование которой мы заканчиваем. Через него мы планируем поставлять товары температурного режима, рыбу, пресервы. Там же расположится большой склад овощей и фруктов с системой банановых камер, которой еще нет в Перми (то есть бананы будут доготавливаться нами самостоятельно).

А произошли какие-либо изменения в линейке продуктов, которые покупают пермяки в последнее время?

– Конечно, есть растущие категории товаров. Например, потребление овощей и фруктов растет уже несколько лет у всех россиян и пермяков в частности. Есть какие-то категории, где наше потребление приближается к европейскому. Сейчас мы сами возим фрукты и овощи, поэтому смогли резко снизить цены на экзотические товары. Так, теперь авокадо мы продаем в 10 раз больше, чем год назад, потому что его стоимость уменьшилась и каждый второй пермяк может себе это позволить.

Структура потребления постоянно меняется, и одновременно действуют несколько тенденций. Открылось много национальных ресторанов, поэтому все чаще люди стараются дома приготовить блюда разных кухонь мира – суши, пиццу, блюда из индейки, кролика. Теперь у нас есть специальный отдел, где продается все для суши – это растущий тренд. Сейчас мы привезли из Италии все, что нужно для приготовления пиццы. Пермяки, так же, как нормальные европейские жители, имеют возможность такие товары приобрести и активно делают это.

Сейчас мы расширили ассортимент индейки, баранины, и каждую неделю наш шеф-повар разрабатывает блюда по простым рецептам. Судя по тому, как их разбирают, потребителю это интересно. В ресторанном направлении у нас очень хорошие шеф-повара. Мы и далее планируем развивать это направление, в частности, может быть, устроим с Дмитрием Гутаровым, шеф-поваром Rio Churrasco кулинарные курсы, поскольку в ресторане он готовит блюда из тех же продуктов, что продаются в "Вивате". Сейчас мы прорабатываем серию совместных проектов, чтобы рассказать об этом потребителям.

По ощущениям, в 2013 году активнее развивались дискаунтеры, так ли это?

– Я бы так не сказал, скорее, наблюдается даже обратная тенденция. В Перми чистого дискаунтера нет ни одного. Те же "Магниты" и "Пятерочки" последние два года резко расширили ассортимент, и назвать их дискаунтерами сейчас сложно. У россиян и у всех жителей бывшего Советского Союза есть потребность видеть широкий ассортимент продукции. Мы тоже пробовали себя в разных форматах и поняли, что покупатель хочет иметь выбор. Он может сам выбирать то, что ниже в цене, но если он увидит в магазине две позиции, то не станет покупать ничего, даже если одна из них очень дешевая. Тенденция всех последних лет состояла в том, что все торговые сети расширяли ассортимент и потребитель на это хорошо реагировал. Но при этом очень важны цены, акции и скидки.

Сеть "Норман" уже давно работает в разных регионах, планирует ли Группа компаний выход за пределы Пермского края продуктовых супермаркетов?

– Сейчас мы активно этим занимаемся, ищем помещения в ближайших регионах. Как-то мы уже открывали три магазина в Ижевске, но потом, во время кризиса, с окончанием срока аренды оттуда ушли. Идти в другой регион с тем же ассортиментом, который имеется и в других сетях, – как-то непонятно. Сейчас у нас 20% продукции на полке – это товары собственного производства или прямого импорта, поэтому мы можем предоставить потребителю то, чего нет в других сетях. Планируем открыть экспериментальный гипермаркет в соседнем регионе, изучаем Екатеринбург, Челябинск, Тюмень. Но пойдем таким "партизанским" путем: откроем один магазин, поработаем и если поймем, что выдерживаем, то станем расширяться.

Как сеть "Норман" развивается в других регионах сейчас?

– По итогам 2013 года "Норман" прирос примерно на 20%. Основные регионы – это Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область, Пермский край и Екатеринбург. В прошлом году самый больший прирост получился в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (сейчас функционируют порядка 80 магазинов). В 2014 году мы планируем продолжить открытие магазинов в этих трех регионах. Может быть, сделать больший акцент на открытии в Москве (сегодня функционируют 26 магазинов, но для Москвы – это как в Перми один "Норман").
Последние пару лет алкогольную отрасль сильно изменяли законодательными актами: запретили ночную торговлю, вводили разные нормы лицензирования, три года подряд достаточно сильно повышают акцизы. Поэтому темпы роста были умеренные.

Первыми регионами, куда вышел "Норман", стали столичные города. Почему было принято такое решение?

– Вообще хочется бизнес открывать там, где для него самые лучшие перспективы. А для алкогольных магазинов они самые большие в тех регионах, где самый высокий рост доходов населения и самого населения. Поэтому "Норман" открыли в первую очередь в Москве и в Санкт-Петербурге. Для сравнения: выручка питерских и московских магазинов "Норман" при той же площади в два раза выше, чем пермских.

Отличается ли Пермь по количеству и обороту торговых сетей от других городов?

– По развитию розничной торговли в Перми, по сравнению с другими городами-миллионниками, ничего специфического нет, только если то, что "Ашан" и "Икея" не зашли…

Экспансия "Магнита" в последние годы как-то сказывается на ритейле?

– Доля организованной (сетевой) торговли продолжает расти. На разных игроках это сказывается по-разному. Основная задача, которую мы себе ставим, – расти в Пермском крае темпами не ниже, чем у наших основных конкурентов, что позволит удерживать лидирующие позиции в регионе. В 2013-м многие сети снизили темпы роста, и я не ожидаю взрывного роста какой-то сети в этом году. Также можно однозначно быть уверенным в том, что в регион будут заходить и новые игроки, если будут открываться большие торговые центры, как, например, на ул. Спешилова.

Будущее каждой торговой сети зависит во многом от нее самой, от того, как она выстроит свою коммерческую политику, какую будет иметь доходность. Мы смотрим вперед с оптимизмом. Нам все очень нравится, даже присутствие "Магнита" нам нравится… Он приучает покупателей приобретать товары в супермаркетах.

Как повлияло на рынок открытие "Ленты" в конце прошлого года?

– Честно говоря, никак. "Лента" – мощный игрок, но мы не почувствовали ее открытия, потеряли в продажах считанные проценты по отдельным категориям. Может, "Лента" отобрала у других игроков… Хотя к ее приходу мы подготовились.

Как в прошлом году развивался ресторанный бизнес Группы компаний?

– Мы в холдинге всегда диверсифицировали направления бизнеса: оптовая торговля, сопутствующий бизнес, розничные торговые сети и ресторанный бизнес. Ресторанное направление возникло как сопутствующее торговому: сети кафе "Виват-Буфет" и закусочных "Хит-Дог". Сейчас есть еще два ресторанных проекта – это Rio Churrasco и "Горный хрусталь". Это не сетевые проекты, мы пробуем себя в высокой кухне. Rio Churrasco – успешный ресторан, планируем попробовать совместные проекты с "Виватом", уже сейчас шеф-повар изготавливает для гипермаркета мексиканские продукты.

В "Горном хрустале" с 1926 года была фабрика-кухня, сейчас мы открыли в нем одноименный ресторан. При покупке объекта основная идея была построить супермаркет, но, думая о развитии комплекса, решили историческую ауру сохранить. В результате она вылилась в два клуба, ресторан и караоке.

В Перми клубные объекты долго не живут, в среднем – не более трех лет…

– "Горному хрусталю" как раз три года, но это большой комплекс, думаю, что он не вышел еще на пик своей популярности. Наши основные топ-менеджеры занимались его реконструкцией и поняли, что в сети "Виват" необходимо внедрять некоторые "клубные" элементы, даже саму атмосферу. Необходимо вводить новые товары, потребители хотят видеть шоу. Очень много вещей почерпнуто из клуба, например: совместно с европейскими производителями мы разработали энергетик Mega Dance Up, собрали фокус-группу из клабберов, которые выбирали вкус, цвет, упаковку напитка. В итоге он стал лидером продаж, как в наших сетях, так и в "Горном хрустале", обойдя даже Red Bull.

Дальнейшее развитие ресторанного бизнеса планируется?

– Все проекты, которые есть сейчас, продолжают развиваться. В 2014 году пройдет реконструкция сети "Хит Дог" и ресторанов "Боб". Мы также рассматриваем новые проекты, у нас на примете есть несколько площадок, в том числе и "Грин Плаза". Здесь можно сделать прекрасный панорамный ресторан, но пока открытие в стадии согласования, как и формат проекта.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments