В конце 2015 года снова выросла доля россиян, обеспокоенных экономической ситуацией в стране. После наступившей в середине года стабилизации потребители вновь усилили экономию при покупке товаров повседневного спроса, туристических поездках и походах в рестораны.
С декабря 2015 года число обеспокоенных экономической ситуацией россиян колеблется на уровне 38-44%, тогда как в мае—августе оно не превышало 30%, следует из данных компании Initiative (входит в группу АДВ). В числе причин обеспокоенности аналитики называют "продление санкций ЕС, падение цены на нефть, ослабление курса рубля, рост потребительских цен, повышение ключевой ставки ЦБ, уменьшение реальных доходов". Также выросла доля людей, отмечающих регрессию в экономике: с утверждением "в прошлом было лучше, чем сейчас" согласились 18,2% опрошенных в возрасте 18-55 лет, тогда как в четвертом квартале 2014 года показатель был ниже на 2,7 процентного пункта. Во время кризиса 2009 года с утверждением соглашались 18,5%.
Повышение цен привело увеличению числа товарных категорий, на которых экономят потребители: в основном речь идет о продуктах питания, косметике, парфюмерии, бытовой химии, лекарствах, продуктах личной гигиены, перечисляет исполнительный директор Initiative Эльмира Сабитова. Наиболее сильно — на 9 процентных пунктов — упал спрос на кондитерские изделия и косметику. Стабильным остался спрос на непродовольственные товары — билеты в кинотеатры, товары для детей, интернет и сотовую связь, а также на алкоголь и питание вне дома.
При этом качество товаров остается важным лишь для 48,6% потребителей — это наименьшее значение с 2007 года. 17,2% россиян признают, что главным фактором при выборе товара является цена,— это пиковое значение за тот же период. При этом наименьшей с 2009 года стала доля респондентов, предпочитающих покупать российские товары,— 24,6%.
Спрос на товары длительного пользования практически не изменился: больше всего экономят на одежде и обуви (31%), мелкой бытовой технике (23%), мебели (20%), бытовой электронике (17%). Спрос на мобильные телефоны даже растет: в январе лишь 17% опрошенных признали, что стали тратить на телефоны меньше, тогда как в августе показатель составлял 21%. В "М.Видео" тенденцию объясняют стремлением совершать инвестиционные покупки из-за волатильности курсов валют, маркетинговой активностью, а также новогодними праздниками.
Во многих отраслях потребители не отказываются от товаров, а перераспределяют средства в пользу более дешевых сегментов. Так, в сфере питания в четвертом квартале 2015 года по отношению к концу 2014-го снизилась посещаемость пиццерий, сетей фастфуда, суси- и других ресторанов. Число людей, посещающих бары, наоборот выросло с 8,7% до 10,2%, уличные точки питания — с 12,1% до 13,6%, столовые и буфеты — с 21% до 29,6%. По словам председателя совета директоров ГК "Маркон" (развивает сеть уличных закусочных "Стардог!s") Сергея Рака, продажи на рынке снизились примерно на 10%, у "Стардог!s" аналогичные показатели. "Увеличение продаж наблюдается в Burger King, McDonald`s и KFC, но вызвано это расширением сетей. Основное отличие нынешнего кризиса от 2008 года — фастфуд ощутил снижение посещаемости, хотя раньше происходил переток из других сегментов. К тому же сейчас владельцы нестационарных точек питания столкнулись с административными действиями властей",— говорит он. В выручке снижение было меньшим за счет роста стоимости товаров, уточнил господин Рак: в "Стардог!s" цены выросли на 11% и 15% в 2014 и 2015 годах соответственно.
В сегменте путешествий заметно выросли продажи билетов на автобусы: в четвертом квартале для поездок по России их приобрели 26,1% опрошенных против 18,7% годом ранее, для поездок за пределы России и СНГ — 24,7% против 16,1% соответственно. Одновременно сократился спрос на поезда: с 37,9% до 30,6% для путешествий по России и с 8,7% до 6,6% для поездок за границу. Гендиректор агентства Biletix Александр Сизинцев также указывает на перераспределение туристического потока в сторону внутренних направлений. Так, в Biletix доля бронирований по внутренним направлениям зимой выросла с 59,4% до 65,2% при сокращении продаж в международном сегменте с 40,6% до 34,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Туристы не отказываются от путешествий, но начинают выбирать более экономные варианты отдыха",— резюмирует господин Сизинцев.