Несмотря на постепенное восстановление мировой экономики от кризиса, потребители в разных странах пока не слишком верят в светлое будущее и боятся увеличивать расходы. Лишь в Китае население намерено тратить деньги не считая, свидетельствует исследование The Boston Consulting Group (BCG). Россияне, хотя и не верят в быстрое улучшение экономической ситуации, все же не хотят себя ограничивать и готовы даже выложить круглую сумму за автомобили или украшения.

Согласно исследованию BCG, медленное восстановление мировой экономики вызывает озабоченность не только у политиков и экономистов, но и у рядовых граждан. Так, в этом году 52% респондентов в США признались, что волнуются о будущем — почти столько же, сколько и год назад. При этом более 60% из них отметили, что из-за рецессии уже снизили расходы. В ЕС число тех, кто считает, что в ближайшие годы экономика не восстановится, превысило 40%. А вот в странах БРИК пессимистов меньше: в Индии, России и Китае не верят в наступление светлого экономического будущего менее трети респондентов.

«Российские потребители сейчас одни из самых оптимистичных. Если в кризис, ударивший по России очень сильно, наши граждане были преисполнены пессимизма, то сейчас они видят быстрое восстановление экономики страны», — сказал РБК daily директор московского офиса BCG Иван Котов. При этом, по его словам, пессимистов среди россиян становится все меньше.

Страх перед будущим не способствует желанию людей чаще открывать кошелек. Результаты опроса показали, что лишь в Китае с его быстрорастущей экономикой число тех, кто в ближайшие 12 месяцев намерен увеличить расходы, больше, чем тех, кто собирается экономить. Таким образом, роль населения западных стран в глобальном потреблении постоянно уменьшается, а жителей из развивающихся стран — растет. В ближайшие пять лет рост потребления в Китае и Индии превысит 50%. Поднебесная вскоре станет одним из двигателей мирового потребления: если сейчас доля этой страны в мировых потребительских расходах равна 9%, то к 2020 году она может достичь 22%.

Что же вызывает у потребителей желание приобрести более дорогие вещи? Главными причинами респонденты из Европы, США, Японии и стран БРИК единодушно назвали более высокое качество, «продвинутые» технологии, а также меньший вред/большую пользу для здоровья. Жители Китая и Индии (70 и 64% соответственно) привели еще один веский аргумент — известность бренда. Таким образом, стремление всемирно популярных марок завоевать рынки этих стран вполне объяснимо и, вероятно, увенчается успехом. А вот россияне куда меньше придают значения популярности и престижности марки. «Уровень образования в нашей стране выше, наши граждане больше смотрят на страну производства и оценивают качество», — пояснил г-н Котов.

Любопытно, что в отличие от представителей среднего класса других стран, предпочитающих тратить больше на практичные и необходимые вещи (жилье, одежду для себя и детей), россияне готовы раскошелиться и на то, без чего вполне можно обойтись: автомобили и ювелирные изделия. Иван Котов объясняет такую особенность поведения российского потребителя как наследием советского прошлого с его дефицитом, так и желанием доказать себе и другим, что он может себе это позволить.

image_2 (original)

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments