Российская онлайн-торговля выросла на 28% за последние полгода. Продажи увеличились до 305 млрд руб., подсчитали аналитики компании Data Insight. Причины роста рынка — инфляция и девальвация нацвалюты, констатируют эксперты. Эти факторы привели к росту среднего чека на 29% — до 4,2 тыс. руб. При этом количество покупок в интернет-магазинах выросло на 8% — до 73 млн заказов за полгода. Хуже всего дела идут у интернет-магазинов одежды и обуви, а также техники и электроники. Руководитель отдела крупной бытовой техники исследовательской компании GfK Артем Залесский обсудил тему с ведущим "Коммерсантъ FM" Алексеем Корнеевым.
— Получается, что онлайн-торговля, несмотря на все катаклизмы, чувствует себя значительно лучше классической розницы?
— Показатели действительно лучше, поэтому можно утверждать такое.
— То есть это касается и бытовой техники тоже?
— Бытовая техника, электроника действительно имеют более позитивную динамику в 2015 году.
— Понятно, что в начале года все покупали, наверное, поддавшись той валютной панике. Что затем двигало покупателями, есть какие-то данные?
— Во многом тренд покупки впрок скорее связан с доновогодним периодом, а в посленовогоднем было как раз замедление, ритейл тоже себя чувствовал в замедленном состоянии. Сейчас последний, второй квартал, ситуация значительно улучшается, и динамика интернет-продаж остается, к сожалению, в рублях и штуках отрицательных к прошлому году, но в сравнении с офлайн-торговлей картинка значительно лучше.
— Чем привлекательна для россиян именно онлайн-торговля или онлайн-покупка? Дешевле, удобнее?
— Конечно, чек в интернете остается дешевле зачастую в сравнении с офлайн-магазинами. Конечно, потребитель хочет сэкономить, но есть эффект переключения на более дорогие модели, которые в интернете стоят дешевле, и у потребителя хватит денег в том числе и на них. Иногда средний чек за магазин становится выше, чем в офлайн-магазине.
— Кризис изменил предпочтение и поведение покупателей? Может быть, стали более недоверчивые, более требовательные к покупке, к товару?
— Действительно, есть оценка того, что потребитель стал более требовательным. Зарплата выросла не у всех, а стоимость продукта выросла значительно — от 30% до 50% было увеличение цены в первом квартале. Исходя из этого, доля в бюджете на покупку прибора, будь то телевизор или холодильник, вырастает, и значительно более обдуманный подход использует потребитель для выбора этого продукта.
Здесь идет уже увеличение и количества запросов в интернете, это и различные способы сравнить, узнать отзывы, позвонить родственникам, сфотографировать в магазине, поэтому действительно потребитель хочет, готов заплатить деньги за дорогой продукт, но он хочет быть уверенным в том, что это технически современный продукт надлежащего качества.
— Рубль дешевеет, есть прогнозы до конца года, может ли бытовая техника довольно сильно подорожать? Если да, то на сколько?
— Конечно, прогнозировать такие вещи сложно, но действительно, есть на рынке и на слуху, скажем так, ожидания, что рубль подешевеет снова, очередная волна. Мы помним, что август редко в России проходит бесследно, и четвертый квартал 2014 года научил ритейл достаточно быстро корректировать цены. Поэтому я думаю, что если колебания курса будут весьма серьезными, волатильность увеличится, то и цены в магазинах тоже будут расти достаточно быстро. В то же время был тренд, когда рубль усиливался, цены действительно падали вниз.
— То есть может быть и туда, и сюда.
— Конечно.