В сентябре–октябре текущего года в магазинах сети "Посуда Центр" будет запущена программа кредитования покупателей через подарочную карту. В компании рассчитывают, что при реализации проекта прирост выручки составит около 2,5%. Эксперты относятся к этому скептически.
Первый магазин сети cash & carry "Посуда Центр" был открыт в 2001 году. В настоящее время сеть состоит из 10 магазинов общей площадью свыше 30 тыс. кв. метров. В декабре 2007 года компания разместила первый вексельный заем на 62 млн рублей. В планах компании — активная экспансия в регионы Сибири, Урала и Дальнего Востока.
Как рассказал "КС" директор по маркетингу сети магазинов "Посуда Центр" Яков Хромов, это вторая попытка сети запустить программу кредитования в своих магазинах. Первая была предпринята в 2008 году. Тогда детально прорабатывался вопрос выпуска кобрендовой кредитной карты с одним из банков-лидеров потребительского кредитования. Данный проект предусматривал существенную компенсацию расходов заемщика по обслуживанию кредита путем предоставления дополнительной скидки. Однако сентябрь 2008 года кардинально изменил позицию банка, и проект пришлось отложить на неопределенное время. Даже сейчас, по словам Хромова, банкиры скептически относятся к реализации кобрендового проекта. Это довольно дорогостоящее мероприятие. Кроме того, банкиров останавливает отсутствие статистики спроса на кредиты в магазинах "Посуда Центра" — они считают реализацию подобного проекта рискованной и неоправданной.
"Изначально мы предполагали запуск кредитования наших покупателей через кредитные карты банков: либо кобрендовые карты (рассылаемые через базу данных банка), либо через мгновенные кредитные карты Visa Electron Instant Issue (сотрудник банка оформляет и выдает кредитные карты покупателям, не выходя из магазина). Данное решение было обусловлено отсутствием в наших магазинах продавцов-консультантов, которые могли бы проверить наличие на складе и выписать интересующий товар. Запуск подобных проектов не менял бы технологию магазина, и расчет за товар ничем бы не отличался от расчета обычными дебетовыми картами банков. Однако, несмотря на то что многие банки анонсировали в этом году приоритетное развитие "розницы", на реализацию кобренда или выпуск Instant Issue в наших магазинах они не готовы (либо готовы на каких-то ограниченных площадках), — пояснил собеседник "КС". — Поэтому проект был пересмотрен, и текущая концепция предусматривает оформление кредитов специально обученными сотрудниками магазина с участием банка-партнера (ОТП Банк). При этом выдача кредита будет осуществляться посредством специальной подарочной карты. Компания решила не устанавливать ограничения по количеству артикулов и количеству самих товаров, приобретенных в кредит, а также по минимальной сумме покупки. Установлен минимальный номинал специальной подарочной карты".
В "Посуда Центре" проанализировали кредитные акции, предлагаемые банком-партнером, и остановились на акции "5-5-5". По оценкам экспертов компании, средняя сумма оформленных кредитов будет соответствовать минимальной, т. е. 2850 рублей (+5% первоначальный взнос). В роли кредитора будет выступать банк-партнер, поэтому все риски просрочки ложатся на банк.
Переплата для покупателя составляет всего 5%, и конечно, это не вся сумма, которую получает банк. Мы тоже платим ему за предоставление кредита. Фактически мы на паритетных началах несем расходы вместе с покупателем по обслуживанию его кредита. К сожалению, на сегодняшний день мы не можем сделать кредит для покупателя совсем беспроцентным, потому что банк не может указать в кредитном договоре ставку 0% (это противоречит законодательству), а делать скидку на подарочный сертификат — значит заниматься самообманом. Наша задача — не заместить продажи за наличный расчет продажами в кредит, а увеличить товарооборот за счет привлечения новых покупателей и/или увеличения сумм покупок", — поясняет господин Хромов.
В "Посуда Центре" прогнозируют, что при реализации проекта прирост выручки составит около 2,5%. В компании также не исключают, что в перспективе количество банков-партнеров программы увеличится. Первоначально проект будет запущен в магазинах Новосибирска, а после его отладки стартует во всех магазинах сети.
Директор компании "Золотая Середина" Антон Семенников считает проект "Посуда Центра" перспективным. По его словам, на сегодняшний день, если посмотреть мировую практику, рынок предоплаченных и подарочных карт стремительно развивается. Фактически в "Посуда Центре" покупателям предлагается кредитная карта сроком действия пять месяцев, завернутая в подарочную упаковку. "На мой взгляд, если компания уделит данному проекту столько же внимания, сколько при запуске пару лет назад классических подарочных карт, финансовые цели будут достижимы", — полагает собеседник "КС".
"Микрокредитование набирает обороты, что говорит об усилении конкуренции на рынке финансовых услуг, — комментирует генеральный директор ЗАО "КГ "Баланс" Владимир Кизь. — Безусловно, интерес к продукту будет, но говорить об увеличении товарооборота на 2,5% я бы не стал. Как правило, в профильный магазин едут специально, располагая определенной суммой денег. Здесь меньше спонтанных покупок, нежели в продуктовом супермаркете. Кроме того, в данном механизме продаж большой риск просрочек".