Накануне "черной пятницы" покупатели получили особенный подарок. Некий неназванный источник в начале прошлой недели сообщил, что совет Евразийской экономической комиссии обсудит ужесточение правил трансграничной интернет-торговли. Одно из предложений — ввести сбор €15 с каждой входящей посылки стоимостью дороже €22 и/или тяжелее 1 кг.
Комиссия — а в Евразийский экономический совет входят Россия, Армения, Белоруссия, Киргизия, Казахстан — никакого решения так и не приняла, по некоторым данным — из-за несогласия большинства участников, но осадок, как говорится, остался. Напуганные покупатели либо начали закупаться впрок, пока не утвердили пошлину, либо решили ничего не покупать — вдруг ее уже утвердили.
Каждый год количество посылок из зарубежных интернет-магазинов возрастает на 35-40%. По данным DataInsight, в 2014 году в Россию из-за рубежа приехало 75 млн покупок, прогноз на 2015-й — 130 млн. Почта России, на которую приходится до 90% отправлений, за три квартала нынешнего года обработала почти 80 млн международных посылок. Сейчас почта обрабатывает 600 тыс. отправлений в сутки (вместо привычных 350 тыс.) и готова к предновогоднему пику до 1 млн в сутки. По оценке DataInsight, 16 млн россиян к концу 2014-го имели опыт зарубежных онлайн-покупок, и эта цифра растет.
Безоговорочным лидером трансграничной торговли является Китай — из этой страны в прошлом году приехало 61 млн посылок. Средний чек покупки — 1350 руб., это чуть меньше предложенного порога €22. Крупнейшие торговые площадки зачастую предлагают бесплатную почтовую доставку даже на товары стоимостью пару десятков рублей. Аналогичные условия предлагают и некоторые магазины товаров массового спроса из других стран, например американский iHerb, сотрудничающий с российским оператором Boxberry. И самое главное — даже с учетом выросшего валютного курса покупки аналогичных товаров в иностранных интернет-магазинах зачастую выгоднее, чем в российских. Корреспондент "Денег" буквально за пару минут обнаружил совершенно одинаковые скейтборды в интернет-магазине "Спортмастер" и Aliexpress за 3999 и 2703 руб. соответственно. Причем китайский магазин предложил бесплатную доставку в любую точку России, а российский — только по Москве и нескольким другим крупным городам.
Понятно, что отечественные продавцы проигрывают зарубежным магазинам. Ритейлеры во всем винят "недобросовестных" иностранных конкурентов (которые как-то смогли организовать бесплатную доставку за тысячи километров), правительство, не защищающее отечественных продавцов, и покупателей, выбирающих то, что им выгоднее.
Активным сторонником ужесточения условий трансграничной торговли выступает отечественная Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), заявляющая, что предлагаемые таможенные сборы с покупок дороже €22 соответствуют мировой практике.
"Копировать европейское законодательство с его многоступенчатыми пошлинами неправильно,— рассуждает Сергей Подкин, руководитель направления международной доставки Boxberry.— В Европе эта система защищает производителей. В нашем же случае пошлины будут защищать продавцов, которые из-за этого окажутся вне конкурентной среды. А отсутствие конкуренции — это, в первую очередь, соблазн выставлять неоправданно высокие цены".
Доказывая свою пользу для государства и потребителя, АКИТ ссылается на то, что отечественные продавцы платят налоги и создают инфраструктуру. Однако "Почта России" не скрывает, что рада миллионам китайских посылок. "С ростом числа отправлений начнут дешеветь грузовые перевозки, появятся новые маршруты,— объясняет Сергей Подкин.— Тем самым будет создаваться многоцелевая логистическая инфраструктура, государству это должно быть интересно и выгодно".
Опрошенные "Деньгами" специалисты также предположили, что в случае введения многоступенчатых пошлин их администрирование сведет на нет всю ожидаемую отдачу. "Им бы не посылки дороже €22 пошлиной обкладывать, а научиться учитывать те, что дешевле €22",— заметил один из собеседников "Денег". Если коммерческие операторы обязаны декларировать каждую посылку, и это позволяет контролировать объем покупок одним физлицом, то персонифицированный учет отправлений, поступающий в адрес частных лиц посредством "Почты России", не ведется. То есть любой гражданин может заказать несметное число мелких пакетов на сумму, превышающую разрешенную €1 тыс. в месяц, и фактически получить оптовую партию товара. Новые пошлины эту ситуацию не исправят.
Впрочем, пошлинами наших опытных шопоголиков все равно не испугать, считают эксперты. "Большая часть трансграничных посылок, прибывающих в Россию, не превышает по стоимости €20,— замечает Сергей Лапин, первый заместитель гендиректора SPSR Express.— А на более дорогом товаре, например сегменте электроники или одежды, разница в €15 скажется незначительно, и потребитель все равно предпочтет заказывать за рубежом".