В Украине бренды подделывают целыми магазинами. ABCnews уж писал о бутике H&М, обнаруженном в Одессе. Оказывается, что недалеко от него работает торговая точка под еще одним долгожданным брендом — IKEA. Впрочем, эти магазины встречаются не только в Одессе, но и в Киеве. А в Харькове пару лет назад на крупнейшем украинском рынке "Барабашова" работал "фирменный магазин" Hugo Boss. Однако в головных офисах этих компаний о своем присутствие в Украине не знают. У мебельного гигант IKEA есть земельный участок в Одессе, но никаких планов по его освоению нет. Сейчас шведы видят перспективными для развития рынки Индии и Южной Кореи.
По словам юристов, нарушение прав на торговую марку не редкость в Украине, но чаще всего используют схожие до высокой степени торговые знаки. К примеру, в некоторых точках продаж шаурмы можно увидеть перевернутый логотип McDonald’s.
Сила Adibass
В странах со слабой экономикой нередко нарушаются права интеллектуальной собственности путем использования раскрученных брендов. "За счет их высокой узнаваемости нарушители рассчитывают на более высокие продажи, с минимальными затратами на рекламу", – пояснил управляющий партнер патентно-юридического агентства "Дубинский и Ошарова" Михаил Дубинский. В таких случаях стараются использовать бренд той компании, которая еще официально не выходила на рынок. "В этом случае меньше рисков. Банально правообладатель торговой марки просто может не знать о том, что его права нарушены. Или не будет их отстаивать в суде, так как не получает ущерба в виде потери доли рынка или своей репутации", – поясняет эксперт.
Однако точное копирование бренда встречается все реже – сейчас используют торговые знаки с высокой степенью схожести с оригиналом, отмечает Михаил Дубинский. "Такая ситуация характерна для рынков, нацеленных на конечного потребителя. К примеру, в ресторанном сегменте самым ярким примером было открытие в 2009 году украинской сети ресторанов быстрого питания McFoxy в непосредственной близости от McDonald’s. Тогда многие потребители подумали, что это подразделение американской сети", – отмечает гендиректор компании "Ресторанный консалтинг" Ольга Насонова. Помимо этого очень часто в точках продаж шаурмы можно увидеть торговый знак McDonald’s, только с перевернутой буквой М, — приводит еще один пример Михаил Дубинский.
Подделывают и украинское
Помимо зарубежных брендов копируют и украинские марки. "Например, открывается ресторан по франшизе. Работает год, а потом добавляет в название слово или меняет буквы, сохраняя созвучие. А дальше такой предприниматель работает самостоятельно", – рассказывает Ольга Насонова. Но если мировым ритейлерам удается отстоять свои права, то отечественным компаниям это удается с трудом. Даже в случае положительного для них решения суда проигравшая сторона отказывается его исполнять. К примеру, такая ситуация была с компаниями "Вареничная Победа" и "Вареничная Катюша", когда первая выиграла суд, а вторая до сих пор игнорирует его решение.
В Украине действует частное право, согдасно которому правообладатель самостоятельно отслеживает нарушение его прав собственности и решает эти вопросы через суды. Законодательно в Украине права владельцев торговых знаков защищены. Однако на практике дело обстоит иначе.