Снижение ретро-бонусов до пяти процентов и более лояльные условия в договорах, к сожалению, не увеличили долю местных производителей в супермаркетах. Вместо платы за "входной билет" ретейл ввел систему штрафов, скидок на товар и обязательный аудит.

— В связи с изменениями закона о торговле мы провели внеплановые проверки в регионе, проанализировали 238 договоров поставки. Выявлено резкое увеличение санкций для поставщиков за нарушение условий договора и отсутствие "зеркальных" штрафов для сетей, — говорит руководитель Челябинского УФАС Анна Козлова.

Так, X5 Retail Group за каждую неточность в товарно-сопроводительных документах поставщика установила штраф в размере 15 процентов от стоимости партии товара, сеть "Красное и Белое" — 100 процентов. По словам антимонопольщиков, эти штрафы в несколько раз превышают те, что вообще возможны в сфере гражданско-правовых отношений. Возможно, ретейлеры так стремятся компенсировать выпадающие доходы после снижения ретро-бонусов.

— С поставщиками размер штрафов не обговаривается заранее. Протокол разногласий по факту подписать невозможно, — говорит директор по продажам хлебокомбината Сергей Константинов.

Своеобразным фильтром для поставщиков сегодня выступает обязательный аудит производственных помещений, а также условий хранения товара, проводимый сетями. При выявлении недочетов договор расторгается в одностороннем порядке.

— Во время аудита, который ничем не регламентирован, всегда можно сказать: что-то здесь не так. Доля субъективизма очень велика. Мы считаем, проведение аудита очень сильно ущемляет интересы производителей, но ни один предприниматель по этому поводу в УФАС не обратился, — комментирует ситуацию Анна Козлова.

Нет жалоб от бизнеса и по возврату товара, если он не был реализован до истечения срока годности — ответственность несет поставщик, хотя всем очевидно, что риски обоюдны. Так же как изучение потребительского спроса — задача и производителя, и торговой компании.

По данным УФАС, на Южном Урале договоры поставки почти в 90 процентах случаев сопровождаются договорами маркетинга, по которым устанавливается отдельная плата за продвижение товара, и есть подозрение, что делается это в добровольно-принудительном порядке.

По словам поставщиков, у каждой торговой сети есть свои механизмы компенсации урезанных ретро-бонусов и отсева неугодных партнеров. В частности, в последнее время широко практикуется скидка на реализуемый товар.

— Еще более жесткое ограничение наценок в сетях эффекта не даст: ретейл всегда найдет лазейку, как закон обойти, — рассуждает начальник управления по торговле и услугам администрации Челябинска Сергей Березуев. — Руководствоваться нужно рыночными механизмами. К примеру, много говорится о снижении торговых надбавок, но цена — это не основной показатель спроса, есть еще и качество продукции, которым стоит озаботиться. К тому же у местных поставщиков есть фора: небольшие транспортные расходы.

— Преимущество весьма условно. Расходы на логистику составляют 5-10 процентов, а наценка торговых сетей — 30 и более, к тому же она может варьироваться, — говорит Дмитрий Колесников, поставщик питьевой воды.

По словам предпринимателя, перекос в сторону сетей будет сохраняться до тех пор, пока на законодательном уровне не закрепят долю местных поставщиков в ретейле. Эта идея давно обсуждается в регионе, но поддержку на федеральном уровне пока не получила. Хотя положительный опыт имеется: одна из южноуральских сетей по собственной инициативе создавала фермерские отделы в супермаркетах. Правда, просуществовали они недолго.

— Конкуренция на рынке должна быть свободной, — считает представитель агрофирмы Наталья Бабенко. — Пусть производители отлаживают свою систему затрат, рассчитывают себестоимость продукции таким образом, чтобы быть конкурентоспособными.

Другим словами, не согласные с условиями сетей могут поискать другие рынки сбыта. Однако выбор невелик: в некоторых городах области совокупная доля торговых сетей уже превысила 70 процентов. К примеру, в Златоусте федеральные ретейлеры занимают почти 90 процентов всех торговых площадей. Исправить ситуацию, по мнению антимонопольщиков, сможет ограничение совокупной доли торговых сетей в каждом муниципалитете до 70 процентов. Причем при расчете показателя необходимо принимать во внимание не только занимаемые площади, но и цифры товарооборота.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments