Антимонопольное управление Великобритании и местный комитет рекламных стандартов обвинили Groupon в недобросовестной конкуренции. По их сведениям, скидочный сервис успел почти 50 раз нарушить законодательство меньше чем за год. Сроки и условия акций на сайте часто не соблюдались или не указывались вовсе. Российские купонные проекты тоже уже успели испортить свою репутацию в результате несостоявшейся акции по продажам продукции Apple.
Антимонопольный орган Великобритании объявил в пятницу о начале расследования против скидочного сервиса, сообщает местная газета The Guardian. Groupon сумел по крайней мере 48 раз преступить закон о рекламе Соединенного Королевства всего за 11 месяцев, сообщает издание. Британский комитет рекламных стандартов официально зафиксировал 11 нарушений Groupon. Еще 37 противозаконных действий рекламный регулятор выявил на сайте без разъяснения деталей широкой общественности. С таким объемом жалоб комитет решил обратиться в британскую антимонопольную службу.
Комитет рекламных стандартов обвиняет купонный сайт в предоставлении клиентам недостоверной информации о товаре или услуге, несоблюдении условий и сроков акций. В заявлении рекламного регулятора говорится о «неспособности честно заниматься продвижением продукции», не указывая четкие сроки и условия, и о «неспособности предоставлять доказательства, подтверждающие, что предложения компании доступны», цитирует текст The Guardian.
Последней каплей в чаше терпения британского рекламного сообщества стала рассылка Groupon о скидках на пластические операции. Комитет заявил, что Groupon стимулирует потребителей срочно принимать решения, способные изменить их дальнейшую жизнь. Рассылку этих сообщений запретили. «Мы приняли решение передать дело регулятору, потому что видим серьезные основания сомневаться в способности Groupon соблюдать рекламный кодекс», — цитирует The Guardian заявление комитета. «То, что мы передали информацию в Антимонопольное управление, — в интересах общественности. Оно располагает большими возможностями изучить проблему розничной практики Groupon», — поясняет рекламный регулятор.
В ноябре скидочный сервис разместился на Нью-Йоркской фондовой бирже. Инвесторы оценили компанию в 12,7 млрд долл., и она стала самым дорогим интернет-игроком после Google (прошел IPO в 2004 году). Цена одной акции при размещении 4 ноября составила 20 долл., однако через несколько дней упала ниже цены размещения, а 28 ноября рекордно опустилась до 15 долл. за акцию. В пятницу, несмотря на заявление о начале расследования антимонопольной службы, котировки Groupon продолжали восстанавливаться, приближаясь к уровню размещения. На закрытии торгов в пятницу акция компании стоила 18,95 долл.
«Бурный рост аудитории скидочных сервисов не позволяет компаниям с должной скрупулезностью проверять партнеров. Российские купонные сервисы рискуют оказаться в аналогичной ситуации. Их пользователи уже не раз сталкивались с плохим качеством услуг посредников, а иногда вообще с отказом исполнять оплаченный купон», — комментирует источник в одном из российских интернет-магазинов. Последним крупным прецедентом стала акция сайта Vigoda.ru. Пользователям предлагалось приобрести по льготной цене планшеты и телефоны Apple. Вместо оплаченных товаров покупатели купонов получили письмо с извинениями и сообщением, что по вине партнера сервис не сможет выслать гаджеты. Покупателям было предложено либо использовать потраченные средства для покупки другой продукции, представленной в каталоге Vigoda.ru, либо договориться о способах возврата денег.