Хотелось бы написать что-то прекрасное и ободряющее об электронных книгах в России — о сумасшедших темпах роста их популярности, о гигантских продажах, о сотнях недорогих и качественных ридеров на любой вкус и цвет, о… впрочем, неважно. Будем рубить правду. С плеча.

Астрология цифр

Начать всё же стоит с более общих вопросов — скучных циферок и прогнозов на будущее. Несмотря на чуть ухудшившиеся продажи в третьем квартале 2011 года, крупнейший поставщик экранов на базе электронных чернил (и не только) E Ink Holdings планирует-таки выполнить своё летнее обещание и поставить за весь 2011 год порядка 25-30 миллионов таких дисплеев. Ну а в 2012-м и вовсе перевалить за отметку в 30 миллионов. При этом в планах компании — увеличить производство дисплеев до 100 миллионов штук в 2016 году. Соответственно, и число продаж устройств для чтения электронных книг предположительно будет примерно таким же. Основная доля, как и прежде, придётся на США, но и весь остальной мир немножко подтянется.

Источник: Digitimes Research, ноябрь 2011-го

Цены на читалки будут падать, но не только из-за конкуренции между производителями, а скорее по причине того, что их всё активнее будут «поджимать» планшеты. По мнению Digitimes Research, стоимость 10-дюймового планшета будет в среднем составлять $300-400, а 7-дюймового — $200-300. Amazon предположительно уронит цену на Kindle Fire до $150, а младшие модели Kindle и вовсе станут стоить смешные $50. Накинем ещё $50 (для верности) за доставку в Россию и получим очень интересное предложение — за сопоставимые со стоимостью китайских забрендированных читалок (о них поговорим отдельно) деньги можно будет купить гораздо более качественный продукт. Как оно будет на самом деле, мы уже очень скоро узнаем. Но пока и правда складывается ощущение, что планшеты и недопланшеты (которые и не читалки, но ещё и не полноценные Tablet PC) скоро отъедят заметный кусок у ридеров, но вот окончательно вытеснить их вряд ли смогут хотя бы из-за небольшого времени автономной работы. Попутно можно поехидничать, что нетбуки как класс, кажется, окончательно вымирают. Но мы не будем.

Источник: Digitimes Research, ноябрь 2011-го

Экран. Спасибо, что цветной

Среди экранов всё так же лидируют 6-дюймовые E-Ink VizPlex и Pearl, с разрешением до 800×600 точек и 16 градациями серого. Где-то сзади плетётся SiPix, ну а совсем недорогие устройства (не планшеты!) всё ещё оснащаются ЖК-экранами разной степени паршивости, в том числе и монохромными. Классическая электронная бумага, конечно, не так плоха, но пользователю подавай цветные картинки с видео, да так, чтобы батарейки надолго хватало. Увы, 2011 год особых сюрпризов не преподнёс. Ни E-Ink Triton, ни Qualcomm Mirasol, ни Pixel Qi, ни Liquavista (купленная Samsung) так и не стали массовыми. Единичные продукты, демонстрационные образцы и грядущие обещания захватить мир — не в счёт. Даже у очень интересной технологии Plastic Logic, которая хотя бы предлагает небьющиеся экраны (бич E-Ink), перспективы пока не очень ясны. Из любопытных анонсов ушедшего года можно вспомнить демонстрацию более-менее плавного проигрывания видео на дисплее с электронными чернилами от компании Bookeen. Что остаётся? OLED-дисплеи? Да, интересно, но всё ещё очень дорого и не так энергоэкономично.

 

На этом список технологий производства экранов для ридеров не заканчивается. Немалое число разработок всё ещё томится в застенках исследовательских центров компаний и университетских лабораторий. Что-то новенькое наверняка представят в следующем году, благо тематические выставки пройдут совсем скоро. Хочется верить, что в 2012-м до нас наконец-то доберутся недорогие читалки с цветными дисплеями, а устройства со «старыми» экранами изрядно подешевеют. Кстати, с массовым приходом цветных и небьющихся дисплеев можно будет в очередной раз возродить идею недорогого электронного учебника.

За последний год наметилась ещё одна тенденция — даже недорогие модели ридеров стали оснащаться сенсорными экранами. Причём не какими-нибудь резистивными, которые добавляют ещё один немалый слой к дисплею и мешают чтению с и так не идеально белой и не слишком контрастной матрицы, а гораздо более комфортными. Например, на базе технологий Wacom или ИК-сетки. На худой конец, ёмкостными. А тут и до планшетов недалеко. Возможно, в 2012-ом нам покажут первые готовые к промышленному производству образцы дисплеев с изменяемым рельефом.

Железная ARMия

Аппаратная составляющая читалок особых изменений не претерпела. Ну, добавили к процессорам пару сотен мегагерц, вставили побольше памяти оперативной и постоянной. ARM как «рулил», так и будет «рулить», несмотря на надежды Intel с платформой Medfield (не думайте о розовом слоне). Впрочем, пользователю важно, чтобы работало всё быстро, а что там внутри — его не волнует. Что ещё? Обязательный звуковой чип, набирающий популярность модуль Wi-Fi и пока ещё не очень распространённая поддержка 3G. Вот, собственно, и всё. Конечно, постепенно ридеры становятся всё более тонкими и лёгкими, а уж дизайн можно подобрать на любой, даже самый извращённый вкус, дополнив его всяческими аксессуарами вроде ламп для подсветки, чехольчиков, подставок и так далее. Здесь впору сказать: «Спасибо, Кэп!» и перейти к следующей части.

Робот в библиотеке

В 2011 году стало появляться всё больше устройств не с самопальным Linux на борту, а с вполне себе полновесным Android. Причём разброс готовых решений велик. Производители попроще особо не напрягаются и ставят на свои железки, которые ближе к планшетам, чем к обычным читалкам, практически голый Android, пишут пару-тройку фирменных приложений и виджетов, а затем успокаиваются. Они прекрасно понимают, что всё равно любую защиту обойдут, поставят Android Market и кучу стороннего софта. Вендоры помощнее, в особенности те, которые зарабатывают на продаже контента, а не устройств, это тоже прекрасно понимают, поэтому стараются максимально обезопасить себя от подобных посягательств. Если в течение двух недель после обновления прошивки её ещё не взломали, то это серьёзная заявка на успех и выдачу внеочередной премии разработчикам компании.

Книжные онлайн-магазины будут и дальше развиваться, а вместе с ними и периодические издания. Уже есть и будут создаваться готовые наборы приложений под все платформы: телефоны, смартфоны, ридеры, планшеты, компьютеры, браузеры — да хоть телевизоры. С автоматической закачкой купленного контента, с синхронизацией закладок и пометок, с общей историей и прочими фишками для удобного чтения. Будут развиваться не только приложения для чтения, но и приложения для читалок. Из интересных новшеств — доступ не только к книгам в онлайн-магазинах, но и в офлайновых библиотеках, а также к другим открытым источникам. Ну а те из вендоров, кто до сих пор не обзавёлся собственным магазином книг и приложений, начнут их активно развивать. Увы, для русскоязычных пользователей всё не так радужно.

Россия — для грустных

А теперь посмотрим, что творится с электронными книгами в России. Вернёмся к скучным циферкам. Пока что окончательные результаты за весь 2011 год отсутствуют, но уже очевидно, что рынок ридеров в России растёт хорошими темпами — почти трёхкратный прирост по сравнению с первым же полугодием 2010 года. В следующем году читалки и дальше будут набирать популярность, попутно дешевея.

Печально, что почти треть всех ридеров в России — это модели с ЖК-экранами. Почему? Да потому что это, как правило, очень дешёвые устройства с ужасающими дисплеями, низким качеством и слабой функциональностью. Привлекательны они исключительно ценой, в среднем до 3-4 тысяч рублей, а сверху их «подпирают» недорогие планшеты (тоже, надо сказать, та еще дрянь). Если жители крупных городов уже вряд ли позарятся на такое чудо, то глубинка удовлетворится и этим. Хороший современный ридер с E-Ink можно купить минимум за 5 500 рублей. Впрочем, и за большую сумму нередко продаётся откровенная ерунда. 

Электронные читалки нынче делают все кому не лень — от сборщиков ПК до «производителей» бытовой техники. В результате — десятки клонов одной и той же модели под разными брендами. Мало кто хочет вкладываться в собственную разработку дизайна, ПО, железа и так далее. Гораздо проще закупить в Китае какую-нибудь недорогую модель ридера, нацепить на нее свой логотип, чуток подправить прошивку, быстро продать за небольшую цену и через полгода-год забыть о ней навсегда. Причём «недорого» — это очень и очень относительно. Особенно смешно, когда оригинальное устройство соседствует на полке магазина с забрендированным и стоит при этом меньше.

Идеальная цена на нормальный 6-дюймовый ридер должна быть не больше $100-130. Можно покивать в сторону Amazon, Barnes&Noble и, с недавних пор, Sony, которые фактически спонсируют свои устройства. Но не стоит забывать, что в Россию их продукция официально не поставляется (разве что Sony только-только начала. — прим. ред.), гарантии нет и контент из их магазинов не очень актуален для большинства россиян. Местные магазины уже пытались или пытаются делать свои ридеры — «АйЧиталка» (которая что тогда, что сейчас стоила ровно столько же, сколько её точные копии под другими брендами) и только появившийся «ЛитРес» Touch. Но спонсировать читалки, похоже, никто не собирается из-за высокого уровня пиратства, которое проистекает то ли из-за менталитета, то ли из-за неидеальности самих магазинов. И если с первым приходится долго и мучительно бороться, с младых ногтей вбивая мысль о том, что за всё надо так или иначе платить, то со вторым на первый взгляд всё очень просто.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments