Эксперимент по развитию социальной торговли, начавшийся год назад в Барнауле, признан успешным. Его участники говорят, что эта программа поддержала их в кризис и помогла привлечь покупателей. А некоторые крупные ретейлеры собираются распространить опыт дальше по Сибири. 

Скованные одной цепью

В конце февраля 2009 года стало известно о создании в Барнауле Союза социальных магазинов. Его главной целью была провозглашена совместная работа с производителями продуктов питания с целью заключения соглашений о прямой поставке товаров по сниженной стоимости, что позволяло держать уровень цен на 10–15% ниже, нежели в других торговых точках. 

В конце февраля были подписаны соглашения с производителями круп, яйца, мяса птицы. В начале марта — с "молочниками". Администрация города выступала в этих соглашениях своеобразным гарантом выполнения обязательств участниками союза. Кроме того, "социальщики" получали и другие преференции, например сниженную арендную плату и послабления по налоговым платежам. Взамен участники союза должны были удерживать "социальные" цены на 33 вида товаров. По словам Бориса Шелякова, председателя комитета по потребительскому рынку и услугам администрации Барнаула и председателя союза, объединение было направлено на помощь небольшим магазинам "у дома", которые из-за падавшей в тот момент выручки оказались на грани выживания, а также на поддержку социально уязвимой части населения. 

Сначала в союз вошли 16 магазинов, в том числе "Маркет Южанин", "Гербера", "Диета", "Лето". Всего в Барнауле на тот момент действовал 71 несетевой магазин формата "у дома", почти 50 из них имели статус социальных. По итогам года, говорит Борис Шеляков, в объединении было уже 79 продовольственных торговых точек. Кроме того, администрация города стала активно привлекать на "социальную стезю" и ретейлеров непродовольственных товаров. Так, 28 магазинов торговой сети "Новэкс" по договоренности с администрацией предоставляли скидку по специальным социальным картам в размере 8%. Были задействованы также обувные магазины сети "Монро". Всего на конец 2009 года 44 предприятия бытового обслуживания, в том числе парикмахерские и обувные мастерские, имели статус социальных. Борис Шеляков подчеркнул, что социальные торговые точки и предприятия бытового обслуживания сконцентрированы не в центре города, что делает их доступными для тех, на кого они, собственно, и ориентированы. 

В настоящее время союз планирует пролонгировать те 17 договоров с производителями, которые были заключены в прошлом году. В администрации Барнаула с удовлетворением отмечают, что члены союза и те, кто торгует социальными непродовольственными товарами, крепко стоят на ногах, а потому этот эксперимент можно считать успешным.

Скидки для Сибири

Участники союза в принципе согласны с этой оценкой. "Этот год мы продержались", — отмечает Ирина Иванова, директор магазина "Гербера". Она говорит, что проходимость магазина увеличилась, однако осторожна в высказываниях по поводу роста прибыли в кризисные времена. "Вопрос так не стоит. Все же покупательная способность населения упала. Сложно анализировать", — говорит она. Участие в союзе помогало договариваться с поставщиками, в том числе и потому, что "среди них есть люди, которые понимают, что социальный магазин — это не чисто коммерческое предприятие". Магазины тоже старались сделать совместную работу взаимовыгодной. Например, проводили акции, в ходе которых информировали покупателей о том, что в магазинах продукция определенной компании реализуется по сниженным ценам, за что получали товар с минимальной наценкой. 

Владимир Казюта, директор небольшой сети магазинов, два из которых социальные, намерен продолжать эксперимент по торговле социальными товарами, так как люди к этому уже привыкли. 

В целом можно считать, что социальный статус стал дополнительным фактором привлечения аудитории. "Правда, там, где находятся наши магазины, торговых точек не так много — к нам все равно ходили бы, даже если бы такого статуса не было. Но несомненно, что в конкурентных местах сниженные цены привлекали дополнительных покупателей", — оговаривается он. Возможно, предприниматель будет расширять социальную торговлю. Однако его сдерживает то, что с 2010 года отменены льготы для тех, кто арендовал муниципальные площади. Но сохранился налоговый коэффициент 0,9 для работающих на "вмененке".

Проявили интерес к социальной торговле и крупные сетевики. Виктор Филипчук, директор сети магазинов "Новэкс", не скрывает, что в "социальный проект" вступил по просьбе администрации. Часть магазинов сети предоставляет скидку по социальной карте в 8%. Ко Дню Победы для ветеранов ее планируется увеличить до 10%. Насколько это повлияло на поток покупателей, в "Новэксе" не считали. Однако Виктор Филипчук планирует распространить этот опыт по всей Сибири. 

В Барнауле же планируют развивать еще одно направление — социальные ярмарки. В прошлом году их оборот составил почти 60 млн рублей против 38?ми с небольшим млн в 2008?м. По словам Бориса Шелякова, в отдельных ярмарках принимали участие до 200 сельхозпроизводителей из разных районов края, причем не только "близлежащих". 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments