В России впервые могут быть введены штрафы для интернет-магазинов, которые обманывают покупателей. Если мошенничество будет доказано, то продавцам придется заплатить до полумиллиона рублей.

Поправки в Закон "О защите прав потребителей", подготовленные Роспотребнадзором, предлагают возложить на интернет-площадки такую же ответственность, как и на обычные магазины. То есть для гражданских лиц штрафы могут составить от 3 до 5 тысяч рублей, должностных — от 12 до 20 тысяч рублей, а для юридических — от 100 до 500 тысяч рублей.

В первоначальной версии документа за рекламу недобросовестных магазинов хотели наказывать еще и сайты-агрегаторы, но потом решили, что они не должны "нести обязанности и ответственность продавца", рассказали "Российской газете" в Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ). Это означает, что если покупатель столкнется с некачественным товаром, он должен предъявить претензии и требовать возмещения ущерба у продавца, а не агрегатора.

В самом Роспотребнадзоре "РГ" рассказали, что пока рано говорить о том, как именно будет работать схема наказания продавцов-обманщиков в Интернете. Документ пока находится на стадии обсуждения.

Роспотребнадзор открыл "горячую линию" для тех, кто столкнулся с обманом при покупках в интернете

Что касается схемы действий покупателя, который столкнулся с подобным нарушением, то она проста — пишется жалоба в Роспотребнадзор, а затем либо мировое соглашение, либо судебное разбирательство, отметили в АКИТ.

Причем жаловаться можно уже со вчерашнего дня. С 6 по 20 февраля в Роспотребнадзоре будет работать "горячая линия" для покупателей, которые столкнулись с некачественными товарами, несоответствием заявленных цен, сроком доставки и так далее.

Как сообщило ведомство, "горячая линия" приурочена к Всемирному дню прав потребителей, который в этом году будет отмечаться 15 марта. Дату и девиз — "потребительские права в цифровую эпоху" — определила Международная федерация потребительских организаций — Consumers International (CI).

Кстати, потребители смогут не только пожаловаться, но и оперативно проконсультироваться по поводу покупки товаров и услуг через Всемирную паутину и их возврату. А еще — узнать о том, как составить исковое заявление и познакомиться с правозащитной практикой в этой сфере.

Ситуация в интернет-торговле давно привлекает внимание, учитывая рост продаж в этом сегменте. По экспертным оценкам, объем онлайн-продаж в России в 2016 году мог превысить отметку в 800 миллиардов рублей.

"Горячая линия" никогда и никому не помешает, — уверена управляющий партнер компании "2К" Тамара Касьянова. — А вот наказание "по всей строгости закона" — это чисто российская специфика". По ее словам, в развитых странах подобные проблемы решаются в самой системе за счет рейтингов продавцов и отзывов об их работе. Недобросовестные продавцы, как правило, сразу выкидываются из системы за счет жалоб. Покупатели очень осторожно покупают у тех, у кого маленький рейтинг или плохие отзывы. Накрутка рейтинга и тому подобные факты исключаются опять же самой системой. То есть Интернет успешно регулируется сам по себе, отмечает эксперт.

800 миллиардов рублей составил объем онлайн-продаж в России в 2016 году

Необходимо унифицировать правила, действующие в обычной торговле, уверен глава Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров. "Мы считаем, что на каждом сайте, который имеет кнопку "купить", должна находиться вся информация, которая находится в "уголке прав потребителя", — считает он. — Заходя в обычный магазин, мы легко можем найти место, где висит жалобная книга и узнать, кому принадлежит магазин. Большинство же сайтов принадлежат частным лицам, информацию о которых без запроса в органы полиции порой найти просто невозможно".

Как отмечает глава АКИТ, поправки в законопроект могут вступить в силу уже в этом году. При условии, что они будут приняты Госдумой в весеннюю сессию.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments