В департаменте потребительского рынка и услуг города Москвы обнаружили, что кризис для столичных жителей закончился. По выражению руководителя департамента Владимира Малышкова, покупатели в декабре переплюнули самих себя и потратили денег больше, чем в прошлом году в том же месяце. Более того — в ведомстве утверждают, что средний чек в магазинах и ресторанах начал расти с сентября, когда даже правительство не было уверено в завершении рецессии.
На пресс-конференции в столичном департаменте потребительского рынка и услуг его глава Владимир Малышков рассказал о своих наблюдениях за покупателями Москвы. Он отметил, что с сентября 2009 г. стоимость чека в московских магазинах и ресторанах неуклонно растет. Кроме того, с началом кризиса столичные жители не уменьшили ассортимент своих покупок, но предпочитали выбирать более дешевую продукцию «не высшего, а первого сорта». «Сейчас ситуация стабилизировалась, чек как в лучшие годы практически,— радуется Малышков,— А в декабре мы переплюнули, заткнули 2008 г.».
Дорожает только картошка
Малышков уверен: средний чек растет отнюдь не потому, что дорожают продукты. На сегодняшний день Москву снабжают продовольствием порядка 25 агрохолдингов, которые, по его словам, стараются держать стоимость товаров на уровне 2008 года. Малышков утверждает, что с начала года неизменными остались цены на 13 позиций, входящих в потребительскую корзину. Сезонное повышение цен заметно лишь в сегменте овощей. По данным департамента, Москву снабжают продовольствием порядка 25 агрохолдингов. Картофель в январе подорожал на 0,4%, белокочанная капуста — на 0,8%, морковь — на 0,9%, лук репчатый — на 1,7%. По его словам, колебания цен возможны лишь на сахар и отдельные виды фруктов.
Потребительская корзина действительна последний год
Федеральный закон №44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации 2006–2010 гг.» был принят в 2006 г. В нее входят продовольственные товары: мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, овощи, фрукты и ягоды. Непродовольственные товары: лекарства, предметы первой необходимости и услуги ЖКХ и учреждений культуры. К примеру, в потребительскую корзину входит услуга «вывоз мусора». Цена корзины приравнивается к прожиточному минимуму, который, по данным Росстата на конец декабря 2009 г., в Москве составлял 7,5 тыс. руб.
Бизнес не видит роста
Рестораторы и владельцы розничных сетей, правда, не заметили тех тенденций, о которых говорил Малышков. «У нас средний чек остался неизменным — примерно 600 руб. в среднем по компании»,— рассказывает пиар-директор Rostik Group (рестораны Il Patio, Fridays и другие) Валерия Силина. По ее словам, во втором полугодии 2009 г. средний чек оказался даже пониже, чем в начале года. «Сначала мы активно продвигали наши дорогие блюда, вполне успешно, средний чек немного повысился. Этим мы компенсировали сократившееся число гостей. Сейчас люди уже оправились от первого шока и вернулись в рестораны»,— объясняет Силина. «Не удивительно, что в декабре покупали много — люди весь год экономили, а под праздник потратились»,— рассуждает управляющий партнер сети «Марка» Дмитрий Потапенко. Он считает, что даже в Москве у большинства магазинов не рос показатель сопоставимых продаж, а средний чек, по его данным, остался на уровне прошлого года или понизился. «Цены на продукты, между тем, выросли, и отрицать этого нельзя»,— напоминает он.
По данным Росстата, с января 2009 г. по декабрь 2009 г. индекс потребительских цен (стоимость потребительской корзины за данный год разделить на стоимость потребительской корзины за прошлый год, умноженную на 100%) составил 108,3%. За январь 2009 г. рост цен составил 1,7%. При этом в некоторых регионах прожиточный минимум серьезно вырос. Так, в Новосибирской области потребительская корзина за месяц подорожала на 100 руб. до 5550 руб.
В 2009 году Малышков хотел наесться на 50 руб.
Год назад Владимир Малышков рассказывал журналистам, как, по его мнению, должен выглядеть антикризисный общепит. Тогда он считал, что ряду ресторанов стоит превратиться в столовые, в которых можно будет пообедать за 40–60 руб., а «кто побогаче, поест за 100 руб.». В феврале 2009 г. в департаменте потребительского рынка Москвы ждали, что у большинства жителей столицы сократятся расходы на услуги ресторанов и многие перестанут их посещать. Однако прогнозы ведомства не оправдались.