Мужчины — более рациональные, благодарные и стабильные покупатели обуви, чем женщины, но их сложнее завлечь в магазин. Однако ритейлеры сходятся во мнении, что инвестиции в привлечение мужской аудитории довольно быстро оправдываются
Объем российского рынка обуви в 2010 г. вырос на 18% и составил 12,6 млрд. евро. Увеличение спроса, которое наблюдалось в минувшем году, эксперты связывают с послекризисным восстановлением рынка. «Цены после кризиса в условиях невысоких цен на сырые и обработанные шкуры позволяют создавать весьма выгодное предложение для потребителей, — рассказала Retailer.RU директор департамента аналитики по рынкам России и СНГ Esper Group Дарья Ядерная. — В 2011 г. предложение на рынке будет продолжать расти, поскольку рынок еще далеко не насыщен, все крупные операторы планируют открытия, в том числе и региональные. Спрос же будет достаточно активным первые два квартала 2011 г., после чего начнется некое затухание в связи с цикличностью насыщения спроса, а также в ответ на рост цен на кожаные изделия.
Но все же нынешнее состояние российского обувного рынка далеко от ожиданий как самих ритейлеров, так и покупателей. По мнению генерального директора компании Ralf Ringer Андрея Бережного, главная преграда на пути развития обувного ритейла — низкий уровень компетенции.
«Человек с низким уровнем дохода будет идти за обувью на рынки либо, если он достаточно зарабатывает, он будет закупаться во время поездок в Европу. Для меня очевидно, что пока ритейлеры не научатся продавать обувь с выгодой и одновременно принятым во всем мире уровнем наценок, наш рынок не будет нормально жить», — уточнил Андрей Бережной.
По данным Esper Group, наибольшим спросом россиян за рубежом пользуется дорогостоящая обувь, поскольку она на 40-50% дешевле, чем в России, ассортимент несколько отличается, а гарантия на обувь распространяется универсальная. Для российского потребителя при покупке обуви за рубежом до сих пор остается барьером именно вопрос о гарантийном сроке обслуживания обуви.
«Поскольку сезонность европейской обуви и российской отличается при покупке за рубежом потребитель опасается риска, что обувь не выдержит погодных условий, а по гарантии сдать ее будет уже невозможно внутри страны, — уточнила Дарья Ядерная. — На люксовую обувь это не распространяется, и ее покупают хорошо, а вот в более низких ценовых сегментах в структуре общих расходов на одежду, обувь и аксессуары за рубежом обувь не превышает 2,5% (в люксе 11,7%)».
Однако предпочтения потребителей в покупке обуви весьма различны. Ведь стоит учитывать, что потребности и подход покупателя- мужчины и женщины весьма отличается, так же как и отличается ассортимент розничных сетей. Большую ставку ритейлеры все же делают на женскую аудиторию. Не так давно сеть обувных каскетов «Эконика» вовсе отказалась от части мужского ассортимента в своих магазинах.
«Мы наглядно убедились: мужская аудитория для нашей сети не является приоритетной, ровно как мужчины не являются активными покупателями обуви в целом, — прокомментировали в компании. — В качестве эксперимента два года назад мы изменили соотношение на 20% мужской к 80% женской (ранее было 30% на 70%) и убедились, что к падению объемов продаж по сети в целом это не привело. Ключевым толчком к нашему решению стал актуальный международный тренд — специализация розничных сетей. Выбрав сегодня новую нишу, став специализированной женской обувной сетью, мы занимаем выгодное и выигрышное стратегическое положение: зная нашу аудиторию, ее специфические особенности, ожидания и предпочтения, мы можем сконцентрироваться на максимально направленном и индивидуализированном предложении для наших клиентов».
В свою очередь в сети магазинов обуви Ralf Ringer все в точности до наоборот. В марте прошлого года ритейлер, специализирующийся на производстве и продаже мужской обуви, запустил в производство женскую линию. Как рассказали Retailer.RU в Ralf Ringer, начало работы с женской аудиторией как с покупателями более интересно.
«Мы сделали акцент на женском ассортименте, потому что такой подход решает еще одну задачу: делает более экономически привлекательной форматную торговлю, — рассказал руководитель отдела рекламы и PR сети Александр Греб. — Женщины покупают и больше, и чаще, и дороже. Некоторое время по обувному рынку ходила поговорка «кто научится делать женский зимний сапог, тот будет в шоколаде». И это близко к истине: маржинальность зимнего женского сапога гораздо выше сопоставимого мужского ботинка. Если у мужчин России до сих пор главная причина покупки новой пары обуви – износ имеющейся, то для женщин значение имеет и смена модных трендов, и даже настроение».
Однако в последнее время мужчина начал осознавать себя как потребителя. Хотя, отмечают эксперты, эта тенденция прослеживается в основном в городах- миллионниках, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге. Мужчины стали следить за модой, больше уделять внимание своему внешнему виду. Именно поэтому ГК «Обувь России» два года назад приняла решение усилить направление «мужская» обувь.
«Мужчина в выборе более рационален и наибольшее внимание он уделяет удобству выбираемой обуви. За развитие именно мужского ассортимента у нас в компании отвечает отдельный товаровед. Коллекции мужской обуви стали более разнообразными. Теперь они включают несколько направлений: модели, разработанные на основе уникальных немецких колодок, линейка обуви «полуспорт», комфортной обуви для больших полнот; классической обуви для офиса. Хотя в последнее время немаловажным фактором для мужчин является и внешний вид обуви, в большей степени это касается молодой аудитории», — поделился с Retailer.RU директор ГК «Обувь России» Антон Титов.