Российские власти, наблюдая рост цен на продукты питания, с одной стороны пытаются влиять на ситуацию, с другой – сводят свое вмешательство к минимуму. Ответственность за будущее отрасли в значительной степени теперь переносится на самих участников рынка. Усиливать свое влияние на рынок продуктов питания правительство явно не собирается. О намерениях властей отказаться от прямого регулирования цен на социально значимые продукты сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов, возглавляющий правительственную комиссию по обеспечению устойчивого экономического развития. По всей видимости, российские власти еще помнят об опыте "заморозки" 2007-го, которая не оказалась эффективной.
В этот раз правительство решило избежать кардинальных мер и вновь принялось за разработку закона о торговле, где четко пропишут все правила взаимодействия участников рынка. Более того. К процессу госрегулирования власти начали активно привлекать и самих участников рынка. Так, в середине апреля АКОРТ, ТПП, ОПОРА, РСПП при поддержке Минсельхоза и Минпромторга организовали подписание соглашения "О разработке Кодекса добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания".
В рамках соглашения сети должны будут освободить от уплаты большей части бонусов 20 наименований социально значимых продуктов питания и рассчитываться за них в течение 14 дней. Еще за 200 наименований расчет должен быть произведен в течение 30 дней. Хотя "сетевики" отмечают, что ситуация уже изменилась, и условия для поставщиков были значительно смягчены. Например, для "небрендированных" товаров, куда попадает вся сельхозпродукция. При этом полная отмена "бонусов" повлекла бы за собой удорожание товаров, поясняют они. Ведь то, что за что платят производители, не оплачивается конечными покупателями.
В условиях дефицита качественных торговых площадей, и как следствие, низкой конкуренции сложно найти "быстродействующую пилюлю" и одновременно убить "двух зайцев" – угодить регуляторам и не затормозить при этом развитие сектора розничной торговли. Как свидетельствует статистика, прибыль розничной торговли в России не превышает 2,5 проц в год, а 2008 год многие завершили с убытками. Несмотря на оказанную крупным ритейлерам госпомощь, в 2009 году количество открываемых гипермаркетов может сократиться по сравнению с предыдущим годом в два раза. Согласно предварительным данным Росстата, темпы роста оборота розничной торговли в РФ в 4 квартале 2008 года снизились более чем в два раза. Не обойдется и без закрытия магазинов, ведь доходы населения падают, и все большее количество наших граждан предпочитают неорганизованную торговлю, прогнозируют пессимисты. В 2009 году ожидается рост количества рынков и рост их доли в общем розничном обороте.
"Вытягивая" отрасль, правительство еще осенью четко обозначило приоритет — спасать будем только "сильных", а самой отрасли необходима консолидация. В рамках "спасительных мер" в ноябре 2008 года ВТБ осчастливил X5 Retail Group кредитом на 7 млрд руб. для финансирования текущей деятельности компании. В феврале 2009 г сумма была увеличена еще на 2 млрд. Что касается других "стратегических продавцов", что ОАО "Магнит" и "ОАО "Седьмой континент" получили по 2,5 млрд руб, ГК "Виктория" — 2,7 млрд руб. В списке "стратегических" оказались 7 ритейлеров — X5 Retail Group, ОАО "Магнит", ОАО "Дикси Групп", ОАО "Лента", ОАО "Седьмой континент", ОАО "Группа компаний "Виктория", ОАО "Торговый дом "Копейка".
Первыми поддержку государства ощутили наиболее крупные игроки. "Недавно "Магнит" подтвердил свои амбициозные планы по развитию на ближайший год, пишут в обзоре рынка розничной торговли, аналитики банка "Траст". — Несмотря на кризис, компания собирается воспользоваться возможностью увеличения доли на рынке как за счет поддержки в рамках государственной программы, так и за счет расширения операционной деятельности. Мы полагаем, что у компании не возникнет особых трудностей в рефинансировании и обслуживании своих обязательств".
Компания X5 Retail Group, которую аналитики "Траста" оценили как "сильного заемщика", собирается финансировать все запланированные на 2009 год затраты из собственных средств. Компания, получившая самый крупный объем госпомощи, направила в Минпромторг свои предложения, направленные на оказание долгосрочной системной поддержки сектору розничной торговли страны. Как сообщил ПРАЙМ-ТАСС источник, близкий к X5, меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест, оказание поддержки российским производителям, и многое другое, что необходимо для бесперебойного обеспечения российского населения самыми нужными продуктами и товарами. X5 обращает внимание на необходимость устранения административных барьеров и усовершенствования системы налогообложения, в том числе, в части учета потерь, принятия к зачету НДС, введения института консолидированного налогообложения холдинга.
Со своей стороны компания готова содействовать развитию цивилизованной розничной торговли, в том числе путем предотвращения банкротства региональных сетей, облегчать доступ сельхозпроизводителей в торговые сети, а также участвовать в государственных программах занятости населения. Ритейлер предлагает Правительству направить около 60 млрд рублей на открытие новых магазинов, строительство логистических центров, оздоровление отрасли путем покупки сетей, испытывающих финансовые трудности, более сильными игроками. "Разработанные предложения являются органичным дополнением уже реализованных Правительством мер", — отметил источник.
"Кризис будет оказывать двустороннее воздействие на представителей сектора продуктовой розницы, считают в "Трасте". — С одной стороны, перед финансово устойчивыми игроками открываются новые возможности по освоению рынка и расширению своей деятельности, в то время как для более мелких игроков ограничение доступа к рынку капитала вынуждает идти на банкротство".
По мнению аналитиков, четко сформулированная стратегия, а также контроль над уровнем ликвидности позволит таким розничным сетям, как "X5 Retail Group", "Магнит и "Дикси", не только выйти из кризиса с минимальными потерями, но и укрепить свои позиции на рынке. В менее же выгодном положении оказались "Копейка" и "Седьмой Континент", для которых нынешний год станет своего рода испытанием – смогут ли они рефинансировать свои текущие обязательства.