17 февраля правительство одобрило стратегию "Почты России". Об этом сообщил глава Минкомсвязи Николай Никифоров. Сам текст стратегии появился на сайте ведомства сегодня вечером. Ее авторы предполагают, что к 2018 году чистая прибыль "Почты" вырастет в 24 раза и составит 670 млн рублей, выручка поднимется с 133 млрд до 228 млрд рублей. Правда, для этого потребуется 130 млрд рублей, из которых более 71 млрд — заемные средства. Вопрос создания почтового банка авторы стратегии отложили — в документе сообщается о развитии финансовых услуг, но конкретные механизмы их продвижения не указаны.
Амбициозные планы
Как отмечают авторы стратегии-2018, ее реализация позволит превратить "Почту" в "клиентоориентированного, социально ответственного, высокоэффективного, самоокупаемого государственного почтового оператора, развивающего новые сегменты бизнеса".
Финансовые ориентиры не менее амбициозные: руководство "Почты" уверено, что в сегменте письменной корреспонденции выручка вырастет на 20,3 млрд рублей к 2018 году (на 54% больше по сравнению с 2013 годом) за счет выхода в сегмент директ-мейл (ДМ) и повышения качества оказываемых услуг (выполнения нормативов по доставке в срок на 95%). При этом доля "Почты России" на рынке письменной корреспонденции повысится с 76% в 2013 году до 80% в 2018-м (85% — на рынке традиционной письменной корреспонденции, 70% — на рынке ДМ).
В сегменте посылок прогнозируется рост выручки на 46,8 млрд рублей к 2018 году (в три раза по сравнению с 2013 годом). Как указывается в документе, он произойдет "за счет повышения базового качества доставки, внедрения дополнительных сервисов в рамках "последней мили" (создания выделенных центров выдачи посылок, предоставления услуги "доставка до двери" и пр.) и развития международного партнерства". В результате доля рынка ФГУП "Почта России" в данном сегменте к 2018 году составит до 47% (для сравнения, в 2013 году — 37%).
— В сегменте финансовых услуг к 2018 году ожидаются дополнительные доходы в размере 22 млрд рублей от внедрения новых финансовых услуг в безналичной форме, — говорится в стратегии.
В сегменте государственных услуг выручка возрастет до 7 млрд рублей к 2018 году за счет развития услуг по доставке почтовых отправлений в электронной форме от государственных и муниципальных органов и оказания госуслуг в формате "одного окна" на базе региональных отделений.
При этом столь впечатляющие результаты должны быть достигнуты без государственного субсидирования. На реализацию программы потребуется 130,6 млрд рублей. Из них 71,7 млрд — заемные средства; 19,3 млрд — средства от продажи имущества и 39,5 млрд — собственные средства.
Как предполагают авторы стратегии срок заимствования не превысит 7–10,5 года (в зависимости от валюты кредита). Предполагается, что стоимость кредита составит всего 10–12% годовых. Это значительно ниже, чем нынешний размер ключевой ставки Центробанка.
Банковский супермаркет
Почтовый банк в стратегии не указан. Еще пару дней назад глава Минкомсвязи Никифоров отмечал, что слова "банк" в стратегии формально нет, но там есть термин "финансовые услуги".
Конкретная модель оказания "Почтой" финансовых услуг будет подготовлена позднее, сообщал Никифоров.
— Конкретную модель — как это будет сделано — сложно пока назвать. Рассматриваются самые разные варианты: или внесение отдельных целевых поправок про финансовые услуги в базовый закон о почтовой связи, который готовится ко второму чтению, или это могут быть какие-то схемы по постепенному вхождению "Почты" в капитал какого-то банка, — сказал министр.
Как отмечают авторы стратегии, сегменты финансовых услуг, в которых присутствует "Почта России" (пенсии, платежи, денежные переводы), демонстрируют рост в денежном выражении.
— При этом происходит замещение операций с наличными денежными средствами безналичными банковскими транзакциями. В первую очередь это обусловлено растущим проникновением платежных карт и интернет-банкинга. Так, свыше 70% новых пенсионеров выбирают получение пенсий на карту. В то же время до 30% жителей России не имеют доступа к современным банковским услугам, поскольку присутствие банков в малых городах и сельской местности ограничено. Данная категория населения оперирует исключительно наличными денежными средствами. Потенциал ее вовлечения в банковскую систему остается нереализованным. Оказывая финансовые услуги только в наличной форме, "Почта России" теряет долю рынка во всех перечисленных сегментах, фактически утрачивая статус национального поставщика финансовых услуг. Вместо этого предприятие становится нишевым игроком в сокращающемся сегменте наличных операций. При сохранении текущей модели оказания услуг тенденция снижения доли "Почты России" продолжится, — говорится в стратегии.
Цель "Почты" — внедрение новых финансовых продуктов, ориентированных на безналичные операции, в том числе открытие счетов и выпуск платежных карт, в перспективе возможно потребительское кредитование.
По замыслу автором стратегии, среди новых финансовых продуктов, которые появятся в будущем, будут востребованы текущие счета, платежные карты, вклады, страховые продукты. Их будут предлагать через сеть отделений в количестве 13,3 тыс. При этом клиентская база владельцев текущих счетов и держателей платежных карт составит 8,8 млн человек. В "Почте" уверены, что выручка предприятия от финансовых услуг поднимется до 57,7 млрд рублей.
Эксперты с пессимизмом смотрят на эти планы.
— Огромная разветвленная инфраструктура "Почты России" представляется привлекательной платформой для создания банка, который превзошел бы по числу точек продаж Сбербанк: у "Почты России" их 40 тыс., у Сбербанка — 20 тыс. Однако "Почта России" является низкомобильной структурой, не приспособленной к изменениям, поэтому перспектива создания российского почтового банка в ближайшие годы представляется сомнительной. Тем более что даже со своими прямыми обязанностями "Почта России" справляется отнюдь не без нареканий, — говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
Помимо завоевания рынка финансовых услуг, "Почта" намерена стать и лидером на рынке посылок — причем авторы стратегии прогнозируют занять долю в 47%, потеснив при этом конкурентов — SPSR-Express, DHL, DPD, Pony Express и проч.
Такие показатели достижимы при условии выполнения следующих задач:
— улучшение базового качества (доставка Д+1 в крупных городах, надежность доставки — 95%, сохранность отправлений — 99,99%);
— повышение клиентоориентированности и развитие дополнительных услуг и премиальных сервисов, включая открытие 500 центров приема-выдачи посылок в 50 ключевых городах Российской Федерации, работающих в режиме 24/7;
— создание выделенных окон под прием и выдачу посылок в 8 тыс. ОПС, создание курьерских групп в 144 городах Российской Федерации и внедрение продуктового портфеля с полным спектром услуг — от базового пакета до премиального;
— удержание доли в международном сегменте, которое будет обеспечено за счет развития логистических центров в ключевых странах-отправителях (Китай, страны ЕС, США).
При выполнении данных задач выручка, по прогнозам "Почты", составит в этом сегменте 70,7 млрд рублей, а объем обработанных отправлений достигнет 205 млн штук.
Критика стратегии
В начале сентября прошлого года основные положения стратегии развития "Почты России" до 2018 года рассматривались на совещании премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Тогда глава кабинета ее одобрил, но с оговорками.
Тогда же стратегия подверглась критике со стороны ряда членов совета по стратегическому развитию ФГУП "Почта России". Так, экс-представитель РФ во Всемирном почтовом союзе (ВПС) Борис Бутенко направил обращение на имя министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, в котором просил не принимать стратегию развития "Почты России". Как указывал автор письма, исходя из анализа стратегии, прописанные в документе целевые показатели почтового ведомства и предполагаемые источники ресурсов — несостоятельны.
Как отмечал тогда в письме Бутенко, прописанные в стратегии целевые показатели почтового ведомства и предполагаемые источники ресурсов несостоятельны.
"Вызывает недоумение вынесение на обсуждение председателя правительства малозначительных вопросов доступа к абонентским почтовым ящикам и регулирования тарифов, которые не имеют отношения к стратегии развития и, более того, решены полтора года назад, в то время как важнейшие животрепещущие вопросы "Почты" на совещании представлены не были", — отмечал автор.
Также Бутенко заметил, что совершенно неясно, кто предоставит "Почте" 70 млрд рублей под низкий процент. Кроме того, вызывают вопросы и перспективы продажи имущества на сумму почти 20 млрд рублей.
Другие эксперты рассказывали, что, несмотря на сверхоптимистичные допущения и ожидания по всем представленным бизнес-направлениям, из анализа стратегии следует, что у почтового монополиста не хватит средств даже для выживания предприятия.