Дискуссия о возможном снижении планки беспошлинного ввоза в РФ приобретенных за рубежом в интернет-магазинах товаров продолжается. Как заявил во вторник глава Минэкономразвития Максим Орешкин, в целом министерство поддерживает эту идею, но конкретные параметры требуют проработки и обсуждения.
Важно, чтобы условия для производителей в России и других странах были одинаковы, а сейчас разница налогообложения лишает их возможности конкурировать справедливо, сказал министр. При этом он отметил, что говорить о конкретных цифрах рано – проработка новации еще не завершена.
Минфин заложил в проект бюджета на 2018-2020 годы снижение порога беспошлинного ввоза интернет-товаров в РФ с 1 тысячи до 20 евро. Позже в министерстве заявили, что окончательного решения по этому вопросу в правительстве пока нет.
Мнения на этот счет высказывались разные. В целом представители властей говорили о том, что сама по себе идея хороша, однако порог снижения беспошлинного ввоза необходимо обсуждать дополнительно. В Минфине высказали мнение, что порог беспошлинного ввоза товаров в РФ вряд ли можно снизить до 20 евро. Скорее, вопрос надо решать путем введения налога на добавленную стоимость (НДС) для зарубежных интернет-покупок.
В начале октября состоялось совещание о возможности введения НДС на покупки в зарубежных интернет-магазинах. В обсуждении принимали участие в частности ФАС, Минэкономразвития, Минфин, ФНС, ФТС и заинтересованные компании. Однако по итогам совещания никаких комментариев ведомства не предоставили.
Выровнять конкуренцию
Опрошенные агентством "Прайм" эксперты также разошлись во мнении относительно целесообразности и перспектив снижения планки беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов. По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексея Федорова, данная мера для российских интернет-магазинов означает выравнивание конкурентных условий, что благоприятно скажется на рынке электронной коммерции в целом.
"Мы считаем, что порог беспошлинного ввоза товаров должен быть обнулен. Если порог выше нуля – хоть пять евро, хоть 22, то китайские продавцы указывают на посылках их стоимость ровно на 1 евро ниже порога, таким образом, реальную стоимость посылки увидеть сложно. При этом пошлина на товары должна стать дифференцированной: например, для товаров стоимостью до 20 евро 10%, до 100 евро – 20% и так далее", — сказал он.
По мнению Федорова, это не приведет к сокращению количества покупок в зарубежных интернет-магазинах. Россияне привыкли к онлайн-шопингу, и незначительное увеличение стоимости товара не заставит их от него отказаться. Главное — чтобы для потребителя не было сложностей в оплате пошлины и усложнения процедуры покупки. Возможно, кто-то считает, что будет меньше заказов из-за изменения цены на товары. Но, как мы видим текущую динамику, увеличение цен (которое, например, произошло при изменении курса доллара) никак не влияет на количество заказов товаров из-за рубежа.
Пострадают потребители
В свою очередь, доцент кафедры экономической теории РЭУ им.Г.В.Плеханова Сергей Ермолаев сомневается в эффективности новации. "У любой экономической меры есть свои выгодоприобретатели и свои проигравшие. В данном случае в первом качестве выступает российский бюджет. Как известно, планируется получать по 60 млрд рублей в год в случае снижения порога беспошлинного ввоза на зарубежные интернет-покупки", — напомнил он.
В условиях непростой фискальной ситуации вполне естественно, что Минфин ищет способы повышения бюджетных доходов. Также бенефициарами являются российские компании интернет-торговли, которым тяжело соперничать с иностранными конкурентами. Крупнейшие из них выступили за резкое снижение порога беспошлинного ввоза еще в середине 2016 года, отметил Ермолаев.
Проигравшей стороной, как и почти всегда при импортозамещении, являются российские потребители. Их расходы резко возрастут. Хотя потребителей в тысячи раз больше, чем российских интернет-фирм, их голос слабо выражен, поскольку им гораздо тяжелее договориться между собой, чтобы согласовать и выразить общую позицию, добавил эксперт.
Не пошлиной единой
При этом опрошенные эксперты сходятся во мнении, что одним снижением беспошлинного порога регулировать интернет-торговлю не удастся. "Дополнительной мерой выравнивания условий должен стать НДС, который, в свою очередь хорош тем, что это косвенный налог, и его, в отличие от пошлины, иностранный интернет-ритейлер может разделить с покупателем, а может им вообще покупателя не обременять", — считает Федоров.
Регулировать трансграничную интернет-торговлю непросто — это требует от таможенных органов высокого качества работы, рассуждает Ермолаев. По его словам, меры государственной политики в данной ситуации можно разделить на меры "наилучшие" и "вторые наилучшие". К первым относятся меры по улучшению функционирования тех или иных рынков, здесь — это повышение конкуренции в сфере интернет-торговли (нацеленные против сговоров фирм), уменьшение транспортных издержек по доставке иностранных товаров из-за рубежа (иначе в случае реализации предложенных мер зарубежные интернет-покупки для большинства россиян станут вообще недоступными, поскольку доставка и сейчас дорогая).
Если это сделать по каким-то причинам невозможно, нужно браться за "вторые наилучшие" меры, то есть, воздействовать косвенно. Это может быть общее снижение таможенных пошлин на зарубежные интернет-покупки (при одновременном уменьшении порога беспошлинного ввоза). Если этого не сделать, предложенные меры будут сильным ударом по благосостоянию отечественных потребителей, заключил представитель РЭУ им.Г.В.Плеханова.