Retailer.RU представляет рубрику «По ту сторону кассы: в гостях у…». Журналист проводит несколько часов в роли специалиста одной розничных компаний.

Каждые две недели по четвергам мы будем представлять вашему вниманию итоговый обзор, где будут описаны сложившиеся о конкретной профессии впечатления: условия труда и приема на работу, заработная плата, продолжительность стажировки, а также особенности конкретного рабочего места в той или иной компании.

В каждой отрасли берутся несколько конкурирующих между собой сетей и несколько профессий. Сейчас во внимании Retailer.RU сегмент сотового ритейла и три компании: «Евросеть», «Связной» и «Белый Ветер Цифровой».

 

Переквалифицироваться в директора магазина «Белый Ветер Цифровой» мне бы вряд ли удалось. По крайней мере, так мне показалось, когда я увидела испуг на лице Андрея Маркова, руководителя филиала компании в Санкт-Петербурге, при моем предложении занять на пару дней место одного из директоров магазинов. Поэтому выступить в роли стороннего наблюдателя было самым приемлемым вариантом.

Знакомство с этой профессией началось с общего собрания директоров магазина. Едва я ступила на порог центрального офиса дивизиона «Петербург», как мне сразу же пришлось окунуться в рабочие процессы компании.

На повестке дня — итоги прошедших девяти месяцев 2011 г., обсуждение планов на будущее и, как полагается, кнут и пряник для каждого от начальства.

«Ноябрь для нас будет очень насыщенным — план по продажам мы должны выполнить на 100%, — поприветствовал собравшихся Андрей Марков. — От этого зависит не только наше место в общем рейтинге филиалов, но и количество вложенных средств в развитие дивизиона «СПб» в следующем году. Но для начала обсудим итоги работы прошедших месяцев».

После короткого отчета Сергея Чалова, операционного директора филиала, выяснилось, что у дивизиона неплохие показатели. В общем рейтинге филиалов компании «Санкт-Петербург» занимает четвертое место. Распределение мест в данном рейтинге полностью зависит от того, как каждый из магазинов выполнит поставленный план. Все работают на общий результат, и это было самым показательным примером того, как все сотрудники компании составляют звенья одной бизнес-цепи. Здесь от каждого, будь он рядовым продавцом сети или же руководителем, зависит успех или же неудача всего филиала в целом.

Подобные совещания с участием директоров всех девяти (пока) магазинов проводятся каждые две недели. Обычно темами для обсуждения являются новости и новинки в компании, итоги работы и задачи на текущий период, рекламные и кредитные акции и так далее.

Совещания и в самих торговых точках сети не являются редкостью. «Надо же держать рядовых сотрудников в курсе событий», — говорит Александр Коваленко, директор точки в ТРЦ «Галерея», на примере которого мне позволили познакомиться с этой профессией.
Я выбрала, как мне показалось, самую посещаемую точку сети в центре Петербурга. Как мне рассказали в компании, «Белый Ветер Цифровой» в «Галерее» в будни посещает около 1500-1700 человек в день, на выходных трафик немного больше — чуть более 2500 посетителей.

На площади в 300 кв. м. представлено около 3000 наименований товаров. По словам Александра Коваленко, его поставляют в магазин два раза в неделю. Приемом поставки занимается товаровед-кассир. «К примеру, если в поставке есть переизбыток или недостаток того или иного товара, я должен устранить этот перекос в количестве и скорректировать следующую поставку. Хотя в целом формированием поставки занимаются наши менеджеры по направлениям и логисты», — рассказал специалист.

Как правило, директор торговой точки отвечает за три основных показателя работы магазина: оборот, продажи аксессуаров и настроек и качество обслуживания покупателей (конвертация посетителей в чеки). В то же время в сферу его внимания входят соблюдение стандартов выкладки товара, товаронаполнение магазина, его актуальность, контроль движения всех сопроводительных документов и соблюдение стандартов обслуживания клиентов. Как выразился Александр Коваленко, «крайний в магазине — это директор». От высших руководителей он получает свои кнуты и пряники и, при необходимости, делится ими с персоналом подконтрольного магазина. Всего в подчинении специалиста около 20 продавцов, два заместителя директора магазина, три товароведа-кассира. Разом весь состав не выходит на точку, сотрудники работают посменно.

После моего короткого знакомства с основными обязанностями директора магазина я стала иметь хоть какое-то представление об этой профессии, пусть оно немного поверхностное, но чтобы полностью вникнуть во все нюансы его работы пришлось бы забросить перо и бумагу и перейти по ту сторону кассы.

После в голове возник вполне логичный вопрос: а какие же блага ждут директора магазина в компании «Белый ветер цифровой»? Оклад, естественно, несколько больше, чем у других сотрудников магазина. Кроме того, есть приятный бонус в виде премии, но она светит только при выполнении плана продаж. Однако точными цифрами меня, конечно же, не порадовали.

Журналистское любопытство привело меня на сайт одной из рекрутинговых компаний, где как раз красовалась свеженькая вакансия директора магазина «Белый ветер цифровой», заработная плата которого варьируется от 35 000 до 70 000 руб. Однако, как рассказал мне Андрей Марков, директор дивизиона «Санкт-Петербург», чаще всего хорошие продавцы зарабатывают больше, нежели сам руководитель. «Все продавцы работают на проценте от продаж, поэтому заработок лучших всегда превышает оплату директора магазина, — уточнил Андрей Марков. -То есть за деньгами в «Белый Ветер Цифровой» надо идти точно не на должность директора».

По словам Александра Коваленко, директора магазина в ТРЦ «Галерея», в компании проходят регулярные семинары и обучение сотрудников сети.

«Раз в полгода у всех директоров магазинов проходит переаттестация силами нашего московского офиса, — подчеркнул Александр. — Обучение проходит 1-3 раза в квартал. Нас учат работе с персоналом, учетными системами, также проводятся различные управленческие тренинги».

Чтобы быть в курсе последних новинок сети, в компании выпускают корпоративную газету. Кроме того, на внутренний сайт компании выкладывается свеженькая информация о новых поступлениях моделей телефонов, смартфонов, ноутбуков и прочих гаджетов. Так что обучение можно проводить в режиме онлайн, не отходя от кассы.

Также в «Белом Ветре Цифровом» для директоров магазинов и остальных сотрудников существуют приятные бонусы. Есть квартальные и годовые премии за выполнение и перевыполнение плановых показателей. Проводятся регулярные акции от вендеров. Так, недавно одному из директоров компания Apple презентовала iPad. Кроме того, как рассказал Александр, за хорошую, так сказать, службу руководство компании поощряет подчиненных билетами на футбольный матч (он попал на матч Зенит-Порту) или в кино.

Знакомства с профессией «директор магазина» было хоть и не очень продолжительным, но весьма информационным. Вспоминая мою познавательную экскурсию, я поняла, что директору магазина «Белый Ветер Цифровой» больше приходится работать головой. Такому специалисту нужно не только управляться с отчетами и различными документами, но и с персоналом. То есть мало изучить документы и регламенты – директор магазина должен быть лидером магазина.

Кроме того, он обязан быть мастером на все руки: показывать пример качественных продаж продавцам в пиковые часы при обслуживании покупателей, быть грамотным психологом при решении конфликтных ситуаций с клиентами и уметь заменить любого специалиста магазина – от кассира до уборщицы. «Несмотря на то, что рабочий день у руководителей заканчивается в шесть часов вечера, мало кто уходит вовремя. Нужно любить эту профессию, — говорят в компании «Белый Ветер Цифровой». — Соискателю на эту вакансию, который не воспитывался и не рос как специалист в этой системе, будет очень непросто прижиться на этой позиции». Сейчас из девяти директоров только три внешних специалиста, хотя попытки найти «звезду» на стороне делались неоднократно.

Но не скажу, что получить место директора магазина уж очень сложно. Можно претендовать на эту позицию как со стороны, так и вырасти в этого специалиста внутри компании. Как говорится, если очень захотеть. По словам Андрея Маркова, при собеседовании на должность директора разговаривают о элементах финансового контроля деятельности магазина, о законодательстве в торговле, разбирают кейсы по влиянии на конкретные KPI и мотивировании «проблемных» сотрудников используя различные системы мотивации.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments