Индустрия халяль-ритейла в Казани набирает обороты, выходя из рамок продуктовых лавок в формат самостоятельного торгового центра. 20 декабря планируется открытие первого халяль-супермаркета "Бахетле", а осенью будущего года в Советском районе Казани заработает четырехэтажный халяль-маркет загадочных предпринимателей, неизвестных казанской деловой умме. Эксперты "БИЗНЕС Online" позитивно оценивают первые шаги в ритейле религиозного формата, но отмечают, что использование слова "халяль" сегодня стало расхожим маркетинговым приемом, поскольку единого подхода по экспертизе в нашей стране до сих пор нет.

В ближайшее время в Казани откроются сразу два магазина по продаже продукции стандарта "Халяль". Как рассказали газете "БИЗНЕС Online" в компании "Бахетле", 20 декабря планируется открытие халяль-супермаркета сети в Старо-Татарской слободе по адресу ул. Тукая, 64. Площадь супермаркета составит 2 тыс. кв. метров.

Напомним, ранее гендиректор сети Муслима Латыпова в интервью одной из казанских радиостанций заявляла, что строит его "не ради наживы, а ради людей", и это не бизнес-проект, а "богоугодное дело". К сожалению, оперативно получить информацию по параметрам проекта — инвестициям, ассортименту и прочее — на момент подготовки материала не удалось. Однако в том же интервью Латыпова уточнила, что количество наименований товаров там — 8 тыс., в то время как в обычном супермаркете доходит до 40 тысяч.

Как рассказал корреспонденту "БИЗНЕС Online" председатель комитета по стандарту "Халяль" ДУМ РТ Марат Низамов, недавно хозяйка супермаркетов домашней еды вместе с ним встречалась с муфтием Камилем Самигуллиным, где были рассмотрены "возникшие вопросы". "С ее стороны было явное стремление соблюсти все правила. Был ряд непонятных моментов, которые мы обсудили совместно с руководителем Духовного управления, и она пошла навстречу", — сообщил он. По его словам, "работа на объекте кипит, вроде все по графику, сейчас идет завоз оборудования".

Напомним, летом в Старо-Татарской слободе открылся гостинично-ресторанный комплекс "Татарская усадьба" Зуфара Гаязова — генерального директора "Татинтер Ресторантс". В конце сентября сообщалось, что туристический трафик в Старо-Татарской слободе после Универсиады вырос в 10 раз.

О планах компании открыть халяльный супермаркет наша газета писала еще в начале года.

Другой крупный проект в халяль-индустрии Казани расположится в Советском районе. Трудно не заметить стройку на улице Бигичева, так как она развернулась буквально в паре метров от кафе Bravo, чей ярко оформленный фасад в мексиканском стиле является местной достопримечательностью. Судя по паспорту объекта при въезде на стройку, между "мексиканским" общепитом и жилыми домами в октябре 2014 года "впишется" четырехэтажный торговый центр в восточном стиле — "Халяль-маркет". Заказчиком проекта выступает некое ООО "Стандарт Халяль", генподрядчиком — ООО "Экол груп". При этом проект с первых дней оказался окутан завесой тайны.

Через несколько дней после старта стройки слова "халяль" в названии фирмы-заказчика и в наименовании объекта оказались закрыты плотной белой бумагой. Попытки корреспондента "БИЗНЕС Online" выяснить детали по указанному на щите телефону успехом не увенчались: на том конце телефонной линии девушка сообщила, что "это другая организация, но они у нас бывают практически каждый день", однако уточнить, как же в таком случае можно связаться с представителями застройщика, не смогла.

Как выяснила газета "БИЗНЕС Online", ООО "Стандарт Халяль" зарегистрировано в январе 2009 года и юридически "прописано" в обычной квартире одного из домов в Ново-Савиновском районе Казани. Уставный капитал фирмы составляет 42 тыс. рублей. Совладельцами общества в равных долях являются Эльвира Хайруллина (она же директор компании), Марсель Гасимов и Мадина Гайнуллина. Основным видом деятельности является розничная торговля в неспециализированных магазинах, организация также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям: "производство мяса и мясопродуктов", "производство мяса сельскохозяйственной птицы и кроликов". Кроме того, согласно СПАРК, Хайруллиной принадлежит 99% ООО "Промышленная Компания "Магнит", которое до 2012 года было зарегистрировано по тому же адресу, что ныне ООО "Стандарт Халяль", а сегодня числится налогоплательщиком Марий Эл. Кроме Хайруллиной, которая некоторая время также была директором и ООО "ПК "Магнит", в учредителях данной фирмы числится некий Айрат Хайруллин. Что касается генподрядчика проекта — ООО "Экол груп", то данная компания, согласно СПАРК, зарегистрирована в Башкортостане с уставным капиталом в 20 тыс. рублей, и ее учредителями являются Гюндогду Касым, Гюндогду Самиттин, Тимур Хаиров и Акмаль Гулямов.

При этом большинство экспертов татарстанской халяль-индустрии, опрошенных корреспондентом "БИЗНЕС Online", сообщили, что название компании-заказчика "халяльного" ТЦ на Бигичева им ни о чем не говорит, хотя многие в курсе о начале стройки. Исключение составил Низамов. Отметив, что наслышан об этом проекте и поддерживает начинание, комментировать строительство халяль-маркета на Бигичева он отказался. "Они к нам пока не обращались", — сообщил представитель ДУМ РТ.

Газета "БИЗНЕС Online" узнала мнение экспертов о развитии халяль-индустрии в Татарстане и новых проектах в Казани.

Иршат Юнусов — председатель некоммерческого партнерства "Национальная ассоциация индустрии халяль" (НАСИХ):

— Проект халяль-маркета на Бигичева и готовящийся к открытию халяль-магазин сети "Бахетле" — первые объекты ритейла подобного формата и в Казани, и в Татарстане.

Хорошо, что у нас в Татарстане сформирован компетентный комитет по стандарту "Халяль". Насколько мне известно, "Бахетле" с комитетом активно ведут совместную работу, и этот тандем принесет ожидаемый результат в сегменте халяль-ритейла. Это проект и для России очень важный — современный, но с соблюдением всех требований и нормативов. Там и архитектура, и дизайн, и ассортимент будут… И проект этот делается не просто по принципу желания бизнесмена "что хочу, то и творю", а здесь идет именно командная работа.

Радик Гафуров — председатель ассоциации предпринимателей-мусульман России:

— В Казани есть халяль-розница в формате "магазин у дома" — и с широким ассортиментом, и узконишевые. Но доля их на рынке очень мала.

Использование слова "халяль" стало эдаким хорошим маркетинговым ходом, трендом, сейчас многие вешают. Например, я знаю вьетнамское кафе, над входом в которое висит знак "Халяль". Однако вопрос о реальном соответствии канонам и ответственности бизнеса очень непростой.

Например, в Чеченской Республике, в Малайзии — там все халяль, потому что харам продавать просто никто не рискнет. Там, наоборот, отдельные магазины для харам, как у нас — для халяль. В качестве решения проблем соответствия качества для этой новой, но бурной растущей в России отрасли я бы предложил разработать и законодательно утвердить ГОСТ по халяль.

Мясо со знаком "Халяль", как правило, на 5 — 7 процентов дороже обычного. Но мое личное мнение — чем больше соответствовать канонам халяль, тем больше будет успех в данном бизнесе. Но не стоит делать "халяль ради халяль" и навязывать внешние атрибуты, поскольку главное не атрибуты и не комитеты, а ответственность предпринимателя перед Всевышним.

Марат Низамов — председатель комитета по стандарту "Халяль" ДУМ РТ:

— Помимо того, что в халяль-магазине не должно находиться продуктов, товаров, запрещенных исламом, там должна соблюдаться определенная исламская этика. Например, не должно быть громкой музыки, рекламных плакатов, которые бы вводили в смущение верующих. В одежде, в отношениях должны выдерживаться соответствующие нормы, обязательно наличие молельной комнаты. Должны соответствовать канонам халяль и поставщики товаров, и транспорт, и тара. Вся цепочка, начиная от производства товара и заканчивая прилавком, должна быть прозрачна и понятна потребителю. Только тогда он получит богоугодный продукт, который поддержит его жизнеспособность. Но официальная халяль-сертификация от ДУМ РТ является делом добровольным. Мы рекомендуем, смотрим, если, конечно, организация к нам заявляется.

Все предприятия сидят на наркотической игле процента, это ни к чему хорошему не приведет, отсюда и все кризисы. Предполагаю, что люди, занимающиеся бизнесом в сфере халяльной продукции, — верующие, а значит, они не привлекают кредиты в банках.

В целом халяль-индустрия в Татарстане бурно развивается, поэтому контроль соответствия стандартам усложняется, требуя научных исследований. Сейчас много вопросов не только по мясу, но и по молоку-творогу, не говоря уже о каких-то там сложных колбасах. Например, в части обработки мяса технология соблюдается, а в колбасу закладываются пищевые добавки с запрещенными ингредиентами. Есть и расхождения в плане религиозной экспертизы, над этим нужно плотно работать, нужно договариваться. Пока идет сближение с другими комитетами по стандарту "Халяль" (в России работают несколько десятков таких комитетов — авт.), единого подхода нет.

Рашид Низамеев — гендиректор финансовой компании "Амаль":

— В целом отдельные халяль-маркеты в Казани уже есть. Это, например, супермаркет "Сады" на одноименной остановке, магазин на улице Тукая, а также торговый центр "Пять звезд" на пересечении улицы Парижской Коммуны и улицы Московская, где практически 100 процентов арендаторов работают по нормам "Халяль". Напротив мечети Марджани есть магазин, есть и в Российском исламском университете. Их много, другое дело, что сектор халяль-ритейла в Казани представлен малым бизнесом.

Что касается компании, строящей магазин на Бигичева, то, собственно, вы тоже можете пойти и зарегистрировать такое название для своей фирмы.

Справка

ООО "Бахетле-1" — материнская компания холдинга "Бахетле", основанного в 1991 году и управляющего на сегодняшний день 25 магазинами. Специализацией ритейлера является собственное производство полуфабрикатов, готовых блюд, кондитерских изделий и выпечки. Готовая еда составляет 40% товарооборота супермаркетов и представлена в количестве 1200 наименований. Супермаркеты компании расположены в Казани, Москве, Нижнекамске, Набережных Челнах, Новосибирске и Барнауле.

Уставный капитал общества, согласно СПАРК, составляет 3 млн. рублей. Единственный учредитель — Муслима Латыпова. Выручка за 2012 год составила 6,8 млрд. рублей, чистая прибыль — 87,3 млн. рублей.

 

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments