Войцех Гвардис, генеральный директор «О’кей Украина» о ситуации в компании и планах на будущее.

 

О том, что «О’Кей» продает активы, стало известно еще полгода назад. Что-то изменилось за это время?

Во второй половине прошлого года наши акционеры («Эксперт-Капитал», Люксембург) приняли решение продать часть компании. Чтобы быстро развиваться, нам нужен партнер.

Наш финансовый консультант составил long-list (большой список) потенциальных инвесторов: компаний, которые уже обращались к нам с предложениями о покупке и которые интересны нам. В список вошло около 40 организаций, как украинских, так и иностранных, и мы начали с ним работать. Переговорный процесс ведется постоянно. На сегодняшний день список сократился до четырех компаний (short-list). Плюс к нам поступают новые предложения.

О продаже какой доли компании ведутся переговоры с потенциальными покупателями?

Акционеры рассматривают продажу 20-50% компании.

Но не контрольный пакет.

Со стороны некоторых покупателей есть интерес к покупке контрольного пакета.

А вы бы предпочли оставить контрольный пакет у себя.

Это предпочтительный вариант для наших акционеров. Но все зависит от двух сторон. Я бы не исключал возможность продажи более 50% компании.

Ожидаемая сумма сделки? Допустим, что речь идет о 20%-ном пакете, ваши пожелания относительно цены?

Это вопрос к акционерам. Сумма сделки зависит от очень большого перечня условий, начиная от финансовых результатов на момент подписания договора, до ресурсно-подтвержденных планов развития.

Допускаете продажу отдельных объектов?

Продажа отдельных объектов или проектов компании «О`Кей Украина» нам не интересна. Вместе с тем рассматривается вариант, когда помимо части нашей компании в структуру сделки войдет другая собственность холдинга «Эксперт-Капитал», например, земельные участки или другие объекты недвижимости.

Переговоры ведете и со стратегическими, и с порт-фельными инвесторами?

Нам интереснее было бы работать со стратегическим инвестором.

Сейчас действительно тяжелое время для розницы. Вместе с тем, чтобы удержаться на рынке с четырьмя нашими нынешними гипермаркетами, нам соинвестор не нужен. В то же время кризис — явление временное. Когда он завершится, выиграет тот игрок, у которого будет больше силы, больше агрессии и больше торговых точек. Вот как раз для динамического развития нам нужен стратегический партнер.

Ведете переговоры с зарубежными ритейлерами?

Ведем и вели переговоры с зарубежными компаниями, в том числе ритейлерами. Но в основном это были фонды (прямого инвестирования. — «ДЕЛО»). В част-ности мы вели переговоры о продаже части компании с британскими и ближневосточными компаниями (Кювейт, Иран, Саудовская Аравия).

А с международными ритейлерами?

Да, на начальной стадии. Мы вели переговоры с известными международными сетями, которые еще не представлены в Украине, но уже активно работают с украинским рынком.

Логично предположить, что вы могли предложить поучаствовать в развитии сети в Украине российскому «О’Кей». Вы же изначально обменялись с ними пакетами (эстонский соучредитель российской компании «О’Кей» обменял свои акции в российской компании на акции российских соучредителей  в украинском «О’Кей»).

Да, обменялись. Давайте, я возьму список 40 компаний, вы будете называть компании, а я — заглядывать в этот список и отвечать «да» или «нет». (Смеется.)

У нас есть информация, что покупкой части сети «О’Кей» интересовался «Эко-маркет», но вы не договорились о цене. Это так?

Нами подписан целый ряд соглашений о конфиденциальности, не позволяющий комментировать подобные вопросы и предоставлять какую-либо информацию, которая может быть интерпретирована как намек на переговоры с той или иной компанией. Единственная информация, которую я уполномочен разглашать, это то, что на сегодняшний день есть две компании, с которыми ведутся переговоры, но они еще не на том этапе, когда оговаривается шаг цены. При этом мы регулярно получаем новые предложения.

У нас есть информация, что Fozzy Group готов приобрести «О’Кей». C этой компанией ведутся переговоры?

Хочу сделать такую ремарку. Иногда о том, что мы ведем с кем-то переговоры, мы узнаем из СМИ. По их сообщениям, с конца прошлого года мы уже продались несколько раз. Причем некоторые компании даже набрали персонал для «О’Кей».

Можно ли воспринимать ваши слова так: переговоры с Fozzy Group на сегодняшний день не ведутся. Ведь если это так, значит, вы договор о конфиденциальности своей рукой не подписывали и можете ответить на мой вопрос.

Есть документы, которые подписывают собственники. Кроме того, у нас есть договоренности с инвестиционной компанией «Ренессанс Капитал» не озвучивать названия компаний, с которыми они ведут переговоры по этой сделке.

Мы озвучим покупателя, когда будет подписано соглашение о покупке.

Давайте поговорим о самой компании. Например, о финансовом  здоровье. Каково у вас соотношение собственного и заемного капитала?

У нас 60% собственного капитала и 40% заемных средств. Из 40% половина (20%) — это банковские  кредиты, а вторая половина (20%) — обязательства перед поставщиками.  

Названная цифра — это вся кредиторская задолженность перед поставщиками?

Да, это общая задолженность.

А сколько в ней просроченной задолженности?

Точно сумму не назову — она каждый день меняется. Начнем с  того, что часть этой задолженности обусловлена несвоевременным предоставлением документов самими поставщиками либо несоблюдением ими условий договоров. Этими вопросами занимается наша коммерческая служба.

Мы понимаем, что нынешние условия сложные не только для ритейла, но и для поставщиков, и пытаемся найти компромисс. Нам кажется, что нам это удается.

И все же, о каком порядке цифр может идти речь?

Если выделить проблемных поставщиков, то в среднем мы допускаем просрочку оплаты им в 20 дней. Это неплохо для рынка, где есть прецеденты годовых просрочек.

Справляется ли компания с обслуживанием долга перед финучреждениями?

70% наших банковских кредитов — долгосрочные. Из двух валютных кредитов один мы перевели в гривню. По второму кредиту мы выплачиваем проценты, а выплаты тела кредита перенесли на год. Но подобная реструктуризация сейчас обычная практика.

По информации кондитерской компании «Рошен», трем их дистрибьюторам вы задолжали в общей сложности более полумиллиона гривен. Так, например, про-сроченная задолженность перед ДП «Торговый дом ККФ им. Карла Маркса» составляет 134,5 тысячи гривен. Также, с их слов, они располагают документами хозяйственных судов о возбуждении исполнительного производства.  Что вы можете сказать по этому поводу?

Это единственная компания, с которой нам пока что не удалось урегулировать разногласия вне судебного порядка. Действительно, там фигурировала данная сумма. Однако в своем исковом заявлении дистрибьютор не учел задолженность перед нами. Решения суда по этому иску еще нет.

Вы будете оспаривать этот долг?

Мы всегда открыты к общению с поставщиками. Почему сложилась такая ситуация с «Рошен», нам не понятно. Мы встречались с дистрибьюторами продукции «Рошен». Вроде бы достигли понимания, что не все документы предоставлены и как будут производиться выплаты. На следующий день мы из прессы узнаем, что компания «Рошен» будет с нами судиться. И только после этого поставщик начал предоставлять правильные документы.

Я также думаю, что сама компания «Рошен» заинтересована в сотрудничестве с нами. Мы прекратили взаимодействие, их продукция сейчас к нам не поставляется. Но произошла странная вещь. Мне на подпись попал договор на поставку в нашу сеть продукции «Рошен» через симферопольского дистрибьютора. Я его, естественно, не подписал.

В любом случае мы придерживаемся конструктивной позиции, и если понадобится довести судебное разбирательство до конца, доведем. Вместе с тем, если мы увидим другой способ решения проблемы, позволяющий сэкономить нам свое время и ресурсы, то предпочтем его.

Давайте поговорим об отсрочке платежей. Она у вас может составлять и 90 дней?

Есть золотое правило: ритейлер должен суметь товар обратить вдвое быстрее, чем за него заплатить. Мы стараемся придерживаться этого правила.

Называя какие-либо сроки, важно понимать, что они напрямую зависят от оборачиваемости товара. По группе свежих продуктов (овощи, мясо), где средняя оборачиваемость — 7 дней, это одни сроки, а, например, по бытовой технике, где она сейчас составляет до 100 дней, порядок цифр уже совсем другой.

Мы наблюдаем снижение оборачиваемости товаров непродовольственной группы, особенно это касается крупной бытовой техники. Соответственно, мы поставили задачу перед коммерческим отделом увеличивать отсрочку (до 90 дней). Причем такую политику сейчас проводят все торговые сети, не только «О’Кей».

Насколько в ваших магазинах упал розничный товарооборот в январе-апреле по сравнению с тем же периодом прошлого года? Снизился ли средний чек?

Товарооборот уменьшился на 24%, при том что по рынку средний показатель — 30%. Покупателей не стало меньше. Падение оборота обусловлено уменьшением среднего чека из-за снижения платежеспособности покупателей.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments