Елена Гилязова, директор сети магазинов "Семья" — о том, как будут расти цены на продукты питания и почему их госрегулирование может стать контрольным выстрелом в экономику.

– В декабре на пресс-конференции вы говорили о том, что в ближайшие три месяца цены на продукты питания в сети "Семья" изменятся незначительно. Жизнь внесла коррективы в ваш прогноз?

– И да, и нет. Объективно ситуация складывается таким образом, что изменение цен на продукты питания зависит от некоторых макроэкономических параметров. Когда мы верстали бюджет сети "Семья" на 2015 год, мы исходили из показателей курса доллара в границах 50-60 рублей, а нефти не ниже 50 долларов за баррель. То есть наш прогноз изначально был более пессимистичен, чем тот, на основе которого составлялся федеральный или краевой бюджет. В рамках этих параметров мы для себя вывели, что расчетная инфляция в этом году составит 15%. В этом же диапазоне мы видим и рост цен на продукты питания. По каким-то категориям выше, по другим – ниже, но в целом показатель, на наш взгляд, должен быть на этом уровне. Самое неприятное для нас и в целом для бизнеса – это "качели" курса рубля, его волатильность. До тех пор, пока стоимость валюты "скачет", достаточно сложно прогнозировать, сколько будет стоить тот или иной продукт.

Мы только что проанализировали цены на продукты питания поквартально, и по результатам анализа могу подтвердить, что при переводе розничной стоимости товаров в доллары (по соответствующему курсу) мы получаем одну и ту же сумму. Например, как стоили бананы 1,37$ за килограмм, так и стоят. Нужно оговориться, что повышение, естественно, в первую очередь затронуло цены на те товары, которые в России не производятся. Это касается большой части номенклатуры по фруктам, кофе, шоколаду. И в этом случае рост стоимости этих товаров в рознице завязан только на падение рубля.

Хочу обратить внимание на то, что на сегодняшний день не только потребители, но и вся торговля в России оказалась в непростом положении. В качестве иллюстрации: вчера у меня были переговоры с одним из зарубежных поставщиков продуктов, у которого возникли проблемы из-за курса валют. У нас с ним рублевый договор, по которому существует отсрочка платежа. В тот момент, когда мы ему оплатили поставку рублями, доллар настолько "улетел" вверх, что это привело нашего партнера к убыткам. И не по нашей вине. Мы вынуждены были пересмотреть условия нашего сотрудничества и внести изменения в наш контракт с учетом курсовой разницы. Сейчас мы рассчитываемся в рублях по курсу на день оплаты.

– Эта ситуация сейчас является массовой?

– Да. Суммирую все сказанное – у нас не только нет цели поднять розничную цену, но и нет такой возможности, чтобы просто-напросто не потерять покупателя. Мы понимаем, что обычный человек в нынешних условиях если и сможет тратить на продукты больше чем раньше, то не более чем на 10-15%. Те, у кого доход был выше среднего, смогут тратить, конечно, больше, но это далеко не основная часть населения. Поэтому мы пытаемся делать все от нас зависящее, чтобы из всех звеньев цепочки "производитель – поставщик – сеть" меньше всего пострадали наши покупатели.

– Вернусь к первому вопросу. Выросла ли цена на продукты питания с 1 января?

– На прямые поставки – нет. Нужно помнить, что некоторые цены увязаны с сезонностью товаров. Например, на послепраздничных торгах некоторые виды замороженной рыбы (особенно дешевых позиций) значительно выросли в цене. Это связано с тем, что заканчиваются запасы прошлогоднего улова. С рыбой вообще интересная ситуация: когда начинается рост цен – меняется структура потребления, возрастает спрос на более дешевый белок. И это переключение начинает давить на товар меньшей стоимости, что приводит к росту его цены.

По фруктам и орехам видим такую картину: они выросли в цене пропорционально курсу доллара.

Есть рост стоимости, который ниже колебания курса валюты. Например, на сыр "Ламбер" цена выросла существенно, но если рассчитывать в долларах, то она, напротив, снизилась на $5 за килограмм. Дело в том, что его производитель "Вимм-Билль-Данн", рассчитывающий свою доходность в долларах, повышает цену в рублях, тем не менее опуская стоимость продукции в валюте. Логика понятна, ведь в противном случае предприятие будет вынуждено сокращать производство со всеми вытекающими из этого возможными последствиями.

Несколько более сложная ситуация с мукой. Ее стоимость возросла примерно на треть, это было связано с тем, что производителям зерна из-за изменения курсовой разницы стало экономически выгоднее продавать свой продукт за рубеж. И я не могу их осуждать. Это бизнес!

– Если не ошибаюсь, в декабре правительство повысило таможенные пошлины, и продавать за границу зерно стало невыгодным.

– Да, сейчас рост муки приостановился. С точки зрения российского потребителя все сделано правильно (я говорю про рост пошлин), но с позиции бизнеса – я не уверена, что это хорошо.

– Рост цен на муку был вызван тем, что снизилось предложение для российских покупателей из-за выгодного экспорта зерна?

– Если товар можно продать по такой цене, то почему производитель должен продавать его дешевле? И сложившийся рост цен на муку вызван именно этим. Соглашусь, что вмешательство государства в данном случае необходимо, но, разумеется, при этом власти должны принимать взвешенные решения. Чтобы, с одной стороны, не ударить по гражданам, а с другой — не подтапливать бизнес.

Сейчас, когда говорится про импортозамещение, утверждается необходимость инвестиций в сельское хозяйство. А на примере с мукомольной отраслью видим, что путем запрета продавать товар по рыночной цене из бизнеса изымаются средства, а потом начинается распределение этих средств. При этом, по моему мнению, возникает некий субъективный фактор, когда государство собирает деньги в кучу, а потом начинает раздавать субсидии и льготы, но не всем. Именно поэтому, как депутат и бывший министр сельского хозяйства, я всегда была против адресной льготной ставки по налогам: льготу или всем, или никому.

– Вернемся к муке и другим продуктам питания.

– Мука подорожала на 30%, яйцо показало такой же рост цены. Замечу, что все составляющие хлеба стали стоить в среднем на треть больше, при этом стоимость хлеба увеличилась всего на 10%. Потому что производители хлеба так же, как и мы, стали работать на сокращенной марже.

Для нас, сети "Семья", ситуация вообще не очень простая. За прошлый год мы снизили цены, закрепив принцип выравнивания по рынку стоимости товаров в нашей сети. Условно говоря, мы ориентируемся на цены других ритейлеров Перми. У нас есть запрет на установление цены выше, чем у них. Второй фактор, который усугубляет ситуацию, – повышение цен поставщиками. Тем не менее я исхожу из того, что если в ближайшей перспективе курс валюты перестанет скакать и доллар остановится на планке около 60 рублей, то мы удержимся в параметре общего роста цен в 15%. Если ситуация будет иной, то у нас есть инструменты, с помощью которых мы можем оттянуть рост цен на срок от двух месяцев до полугода. Я говорю про запасы. По некоторым категориям товарные запасы составляют от двух месяцев, по продуктам "прямых поставок" до полугода.

– Подводя итоги, какой бы вы могли дать самый пессимистичный прогноз роста цен?

– Хочу верить, что усилия федеральной власти будут направлены на стабилизацию экономической ситуации рыночными методами. Это стабилизация курса Центробанком, изменение налоговых режимов путем регулирования пошлин и прочие зарекомендовавшие себя в условиях кризиса рыночные механизмы. Самое страшное, что может произойти, – тотальное регулирование цен государством. Это может стать контрольным выстрелом в голову нашей экономической системе. Мы скатимся в начало 90-х годов прошлого века. Нет таких механизмов, которые заставят бизнес работать за бульон от яиц или себе в убыток! Но я оптимист по жизни и надеюсь, что нынешняя ситуация изменяема, а кризис сделает всех нас: и потребителей, и бизнес только сильнее.

Справка

Гилязова Елена Ефимовна, председатель комитета по экономическому развитию и налогам Законодательного Собрания Пермского края, директор сети магазинов "Семья".

Родилась в Одессе 8 мая 1955 года. Окончила философский факультет Свердловского государственного университета. После окончания университета преподавала философию в ПГУ. Окончила аспирантуру в Пермском политехническом институте у академика В.А. Кайдалова. Кандидат философских наук. В 90-е ушла с преподавательской работы в бизнес. С 1998 года – начальник торгового дома, затем генеральный директор ОАО "Конкрит".С 2002 года – коммерческий директор сети магазинов "Семья" (холдинг "ЭКС"), затем в этом же холдинге возглавила направление "Альтернатива".В 2005 году перешла на государственную службу. Работала заместителем начальника Главного управления экономики Пермской области. В декабре 2006 года губернатор Пермского края подписал указ об образовании Министерства торговли Пермского края. 25 декабря 2006 года указом губернатора Елена Гилязова назначена министром торговли Пермского края. С июня 2007 года министр развития торговли и предпринимательства. С марта 2008 года – по фервлаь 2010 года министр сельского хозяйства Пермского края. С февраля 2010 года по декабрь 2011 года — заместитель председателя Правительства Пермского края, в настоящее время возглавляет приоритетный региональный проект "Инновационный кластер". Е.Е. Гилязова свободно владеет английским языком. 4 декабря 2011 года избран депутатом Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по партийным спискам от регионального отделения политической партии "Единая Россия". Депутат, работающий на постоянной профессиональной основе. В марте 2013 года дала согласие занять должность директора по развитию сети "Семья". Сейчас является директором сети "Семья".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments