На Северо-Западе России, в Ленинградской области, кажется, зародилось новое профсоюзное движение. За всеми переменами стоит 33-летний электросварщик Алексей Этманов, который после поездки в Бразилию поставил целью создать эффективную организацию защиты прав трудящихся.

Весной прошлого года на имя председателя профкома завода Ford пришло приглашение от фонда Transnational Inform Exchanging посетить двухнедельную международную конференцию, организованную профсоюзами сборочных производств компании в Бразилии. Сам председатель поехать не смог и делегировал главного активиста — Алексея Этманова.

Жизнь на другом континенте произвела на него впечатление. Оказалось, бразильские рабочие в переводе на российскую валюту имеют оклады 19 000-27 000 руб. (на заводе Ford во Всеволожске — 10 000-17 000 руб.), получают 13-ю зарплату и долю от общей прибыли компании (в 2005 г. каждый из них получил эквивалент 75 000 руб., а годом ранее — 35 000 руб.). При этом, по словам Этманова, аренда однокомнатной квартиры в городах, где расположены заводы Ford, — Сальвадоре и Сан-Паулу — обходится в эквивалент 6000 руб., 1 кг мяса — 60 руб., а литр крепкого алкогольного напитка вроде водки — 45 руб. А во Всеволожске съем жилья стоит как в Бразилии, а мясо и водка — в 2-3 раза дороже, говорит Этманов.

“Если, уезжая из России, я был твердо уверен, что профсоюз — это новогодние подарки для сотрудников и коллективная пьянка раз в год, то, побывав в Бразилии, понял: профсоюз ничего не дает — профсоюз завоевывает”, — резюмирует он.

Этманову 33 года. На Всеволожский завод Ford он пришел два года назад. Сначала работал электросварщиком, затем бригадиром, а сегодня исполняет обязанности начальника участка. В 1990-е гг. он пытался создать собственный бизнес, организовал продажу автомобильных запчастей, но “ничего не вышло”, говорит он.

Вернувшись на родину, Этманов решил всерьез заняться профсоюзной деятельностью. В начале августа 2005 г. он возглавил профком завода, объединил вокруг себя 1020 из 1800 рабочих (до этого в профсоюзе состояло всего 112 человек). Уже в сентябре организация выдвинула администрации предприятия требования: повысить зарплаты на треть, унифицировать оклады мастеров одного разряда, а также получить доступ к средствам фонда социального страхования. После часовой предупредительной забастовки и недельной “итальянской” менеджмент уступил рабочим по всем пунктам, кроме повышения зарплат. Неделя работы “по-итальянски”, т. е. в строгом соответствии с инструкциями, по данным Этманова, сократила выпуск автомобилей на 20%, или на 160 штук.

Вслед за Ford с подачи того же Этманова идею профсоюзной борьбы подхватили на других предприятиях Северо-Западного региона. После Нового года на петербургском заводе “Пивоварни Хейнекен” был зарегистрирован профсоюз, который в конце января предъявил свои требования руководству предприятия. Как рассказал “Ведомостям” его председатель Валерий Соколов, сейчас из 1100 работников предприятия в организацию входит около 200 человек. По его словам, рабочие требуют увеличения зарплаты в два раза, заключения бессрочных трудовых договоров и повышения выплат за ночное дежурство. После встречи администрация взяла тайм-аут до 1 марта. Похожие поползновения совершают рабочие завода Caterpillar (г. Тосно, Ленинградская область). Освобожденный председатель профсоюзной организации этого предприятия Андрей Семушин надеется, что общее движение поспособствует и их борьбе. По его словам, еще весной 2004 г. он организовал профсоюз, но почти сразу же был уволен. Небольшая группа активистов продолжает состоять в организации и сегодня, но “администрация завода всячески препятствует ее работе”. Представители администрации предприятия дать комментарии отказались.

Следующий шаг, который планирует Этманов, — организовать профсоюз на заводе Scania.

Признавая “низкий уровень самосознания” большинства рабочих, “не привыкших коллективно отстаивать свои права”, Алексей Этманов решил по образцу своих бразильских коллег проводить семинары, разъяснять, как правильно объявлять забастовку, что такое коллективный договор, демократизация профсоюза и какие права гарантирует законодательство.

Впрочем, руководство предприятий драматизировать ситуацию не склонно. “Эту новость [о создании профсоюза] мы восприняли спокойно”, — говорит PR-директор группы компаний Heineken в России Анна Мелешина. По ее словам, сейчас руководство решает вопросы о предоставлении профсоюзу помещения и его оснащении. Остальные требования “носят объемный характер” и пока не имеют однозначных ответов, добавила она. “На всех заводах Ford есть профсоюзы, это абсолютно нормальное явление”, — вторит ей пресс-секретарь Ford Екатерина Кулиненко.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar