Российский кризис не испугал немецкую Tengelmann Group. В 2015 году группа, известная в России по магазинам товаров для дома OBI, запускает еще одну сеть. Первые продуктовые дискаунтеры Plus появятся в Подмосковье.

Немецкий гигант

Несмотря на ухудшение взаимоотношений между Россией и Европой, германская Tengelmann Group решила не отказываться от развития в нашей стране. Первые магазины сети дискаунтеров "Плюс" должны открыться в 2015 году, рассказали РБК два источника, знакомые с планами ретейлера.

Стратегия Tengelmann предполагает покупку отдельных зданий площадью от 1,2 тыс. до 1,6 тыс. кв. м или участков площадью 0,4–0,6 га под строительство таких зданий, рассказал РБК представитель компании "Магазин магазинов", которая помогает немцам искать здания и участки. Ретейлер активизировал поиски этой осенью, говорит собеседник РБК.

Сеть Plus должна была заработать в России еще в 2013 году. Но согласование земельных участков под строительство с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (РЖС) затянулось, рассказал РБК директор отдела торговых помещений CBRE Михаил Рогожкин. "На сегодняшний день в стадии строительства находится девять отдельно стоящих зданий в городах Тверь, Нижний Новгород, Калуга, Тула, Дзержинск, Пушкино, Ступино, Новомосковск и Кстово", – знает Рогожкин.

Около месяца назад Tengelmann арендовала у Radius Group около 30 тыс. кв. м в складском комплексе "Южные ворота", рассказали РБК консультанты по недвижимости. Ставка аренды в "Южных воротах" сегодня составляет около $120 за 1 кв. м в год и до сих пор привязана к курсу доллара, тогда как большинство собственников складов класса А в Подмосковье уже перешли на рубли, а средняя ставка аренды для этого типа недвижимости на юге Подмосковья составляет около 4500 руб. за 1 кв. м в год, обращает внимание парт­нер Colliers International Владислав Рябов.

Сеть Plus на российский рынок выводит компа​ния "Плюс девелопмент". На сайте последней указано, что это совместный проект "Росеврогрупп" и Tengelmann. Согласно СПАРК, ООО "Плюс девелопмент" на 100% принадлежит люксембургской Plus Russland Diskont-Beteiligung S.à r.l. Ее управляющим директором является Андрей Суздальцев. Основными акционерами "Росеврогрупп" считаются Сергей Гришин, Илья Бродский и Суздальцев.

На сайте "Плюс девелопмент" есть презентация, посвященная выходу Plus в Россию. В документе говорится, что до 2020 года в московском регионе откроется до 150 магазинов, инвестиции составят до €500 млн. Правда, эта презентация составлена два года назад, в связи с девальвацией рубля изменятся как минимум расходы. Исходя из параметров магазинов, генеральный директор компании "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров оценивает инвестиции в строительство одного дискаунтера в 60–100 млн руб., или €0,9–1,5 млн евро по вчерашнему курсу.

Представитель Radius Group отказался комментировать информацию о сделке со складами до ее официального объявления. Запрос в Tengelmann Group остался без ответа. "Росевродевелопмент" переадресовала РБК в "Рос­евросити девелопмент" (обе компании входят в "Росеврогрупп"), а та – в "Плюс девелопмент". Представитель последней пообещал ответить "через пару дней".​ Представитель РЖС не смог дать комментарий.

Tengelmann Group была основана в 1867 году, собственником компании является семья Хауб (занимает 286‑е место в списке самых богатых людей мира Forbes, состояние $2,8 млрд). Оборот за 2013 год – €7,82 млрд. В 15 странах Европы работают более 72 тыс. человек более чем в 4 тыс. магазинах. Помимо дискаунтеров Plus и OBI сеть объединяет супермаркеты Kaiser’s, текстильный дискаунтер KiK, а также компании Tengelmann E-Commerce (занимается торговлей в интернете) и TREI Real Estate (торговля недвижимостью), владеет частью акций дискаунтеров Netto (15% акций, остальные 85% – торговое объединение EDEKA) и TEDi.

Российские конкуренты

Хотя для кризисного времени формат Plus подходит как нельзя лучше, в условиях санкций на поставки продовольственных товаров из стран ЕС и резкой девальвации рубля у иностранных компаний практически отсутствует возможность активно развивать собственные торговые марки в сегменте импортной продукции, считает Бурмистров: "Поэтому конкурировать с российскими ретейлерами, которые имеют несопоставимо большую закупочную силу и эффективность логистических операций, иностранным игрокам в сегменте дискаунтеров будет крайне сложно. Единственная ниша, где это возможно, – товары категории фреш, но для этого требуется очень высокий уровень компетенций в части взаимодействия с локальными поставщиками, добиться которого можно не ранее чем через год после запуска первых магазинов и распределительного центра".

Российские сети тоже готовятся к кризисному году. Низкая цена и локальные поставщики – так коротко можно описать их стратегию на 2015 год.

"Мы хорошо отвечаем на текущую экономическую ситуацию: низкая наценка на товары, маленькие упаковки, товары на вес, усиленное развитие отношений с локальными поставщиками в городах присутствия", – описывает директор по внешним коммуникациям Auchan в России Мария Курносова.

Как говорит представитель ГК "Дикси" (сети "Дикси", "Виктория") Екатерина Куманина, "Дикси" расширила представленность на полках продукции российских поставщиков, в том числе локальных производителей: "Сеть провела оптимизацию ассортиментной матрицы, предпринимает усилия по сдерживанию роста стоимости на социально значимые продукты".

Ожидать глобальной смены стратегий не стоит, считает Бурмистров: уже в первом квартале 2014 года "Магнит", "Пятерочка" и "Дикси" снизили наценки, увеличили количество и глубину промоакций и резко активизировали маркетинговую активность. По мнению эксперта, сети сохранят фокус на развитии собственных торговых марок, которые позволяют понизить цены и повысить маржинальность.

Конкуренция за потребителя нарастала на протяжении всего года по мере замедления темпов роста зарплат и ускорения инфляции, согласна старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева, динамика продаж ретейлеров в 2015 году будет во многом зависеть от их способности предложить востребованные продукты по низкой цене. Аналитик отмечает, что все компании работают над повышением операционной эффективности и автоматизации процессов, что помогает сокращать затраты на персонал. "В следующем году формат "дискаунтер – магазин "у дома" должен оказаться более устойчивым к снижению потребительского спроса и даже демонстрировать приток дополнительного трафика из супермаркетов и гипермаркетов", – говорит Колупаева.

В магазинах этого формата генерируется около 75–80% выручки крупнейших розничных компаний, таких как "Магнит" и ГК "Дикси", доля формата в обороте X5 Retail Group – около 70%. "О’кей" также готовится запустить первые магазины своей новой сети дискаунтеров в 2015 году.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments