В конце мая Минпромторг направил в правительство стратегию развития индустрии детских товаров до 2020 года, разработкой которой ведомство занималось с января. А на прошлой неделе депутаты обсудили ее в присутствии премьер-министра Дмитрия Медведева.

Несмотря на то, что каких-то конкретных решений для улучшения ситуации не принято, а Минпромторг только собирается разработать подпрограмму «Развитие индустрии детских товаров», по замыслу законодателей, к 2020 году доля отечественных товаров должна вырасти с нынешних 22% до 45%, а цены понизиться минимум на 15%. Вполне возможно, что достичь таких показателей российским производителям игрушек помогут дотации, экономические зоны с льготным налогообложением и снижение НДС на некоторые детские товары.

Для того чтобы стимулировать развитие производства в России, Министерство торговли готово посодействовать малому и среднему бизнесу в оформлении кредитов на льготных условиях. Сейчас, по данным федеральной розничной сети «Детский мир», в товарообороте крупных сетей, торгующих детскими товарами, доля отечественных производителей составляет всего 10-15%. Тенденции, прослеживающиеся на федеральном рынке, так или иначе, отражаются и на челябинском. Местные производители говорят о низкой рентабельности и непосильной конкуренции со стороны китайских товаров. Одно из самых крупных местных производств игрушек — Челябинский филиал ростовской фабрики «Рос Тойс» закрылся пару лет назад, а оставшиеся игроки, которых и так немного, еле сводят концы с концами.

«Производство игрушек в России находится в крайне невыгодном положении по сравнению с Китаем, — уверен директор челябинской фабрики игрушек ПК «Форма» Валерий Волков. — Проще купить и привезти товар в Россию, чем изготовить его здесь. Чтобы отечественные игрушки были конкурентоспособными, необходимо создать такие же условия для бизнеса, как в Китае — снизить налоговое бремя, затраты на зарплату, а это не реально. На нашей фабрике используется ручной труд, и почти половина оборотных средств уходит на зарплату, еще 25% — на налоги на эту зарплату, 30% — на сырье».

С челябинским коллегой согласен и руководитель фабрики мягкой игрушки «Дружок» в Коркино. «Наше производство сократилось за последние 2 года в 2 раза, — говорит директор коркинской фабрики Юрий Мухортиков. — У нас нет своего сырья и набивки, налоговые отчисления и затраты на оплату труда с каждым годом растут. Возможно, скоро мы будем сворачивать производство. Не знаю, о каком увеличении доли отечественных производителей может идти речь, когда компании даже не могут сохранить существующие объемы производства. Так что перспективы у отрасли не радужные».

В магазинах челябинской сети развивающих игрушек «Почемучка» на долю российских товаров приходится примерно треть ассортимента, а 50% изделий — это китайская продукция, еще порядка 10% приходится на европейские компании. «Многие отечественные производители игрушек, с которыми мы работаем, переносят основное производство в Китай, а в России только укомплектовывают товар, — пояснила руководитель отдела маркетинга торговой сети «Почемучка» Анастасия Никанкина. — Основать полноценное производство здесь им не позволяет налоговое бремя и высокие затраты на оплату труда. Но, как правило, для торговых сетей не играет роли, где именно произведен товар».

Местные производители и торговцы сходятся во мнении, что разрабатываемый документ вряд ли в силах серьезно повлиять на конкурентоспособность отечественных детских товаров и облегчить жизнь оставшимся предпринимателям-энтузиастам. И вполне возможно, что к моменту, когда Минпромторг и прочие ведомства определятся со стратегией поддержки отрасли и примут конкретные меры по улучшению сложившейся ситуации, в Челябинской области поддерживать уже будет некого.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments