X5 Retail Group досрочно расторгла договор концессии с воронежским франчайзи-партнером ЗАО «Висант-торг», которое использует сейчас бренд «Пятерочка». Местная сеть уже с лета будет работать под другой торговой маркой, а X5 ребрендирует в «Пятерочки» свои воронежские дискаунтеры. По мнению экспертов, «Висант-торг» сэкономит на роялти, которое платил X5, но рискует потерять часть потребителей, лояльных бренду «Пятерочка».
Сразу несколько источников на местном рынке ритейла сообщили „Ъ“, что X5 прекращает отношения со своим воронежским партнером ЗАО «Висант-торг». Вчера директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group Михаил Сусов подтвердил, что по обоюдному согласию с «Висант-торгом» заключено допсоглашение о досрочном расторжении договора коммерческой концессии, «которое позволит Х5 развивать в регионе свои дискаунтеры под единым товарным знаком „Пятерочка“». Напомним, что «Висант-торг» стал франчайзи-партнером X5 в мае 2002 года, соглашение было рассчитано на десять лет – до мая 2012 года. Его условия, в частности размер роялти, стороны никогда не раскрывали.
«Мы планируем начать ребрендинг магазинов в ближайшее время и до осени его завершить. Пока партнер использует вывески „Пятерочка“, наши дискаунтеры будут временно переименованы в „Пятерочки+“. Когда „Висант-торг“ сменит все вывески, наши „Пятерочки+“ окончательно станут „Пятерочками“», – пояснил господин Сусов. Он сообщил, что «на определенном этапе сотрудничества с „Висант-торгом“ мы вместе поняли, что в Воронеже эффективнее развивать бренд „Пятерочка“ самой Х5, учитывая наши темпы развития, возможности и бизнес-технологии». Он добавил, что X5 планирует развивать отношения с партнером в других формах, но не уточнил, что имеется в виду.
Гендиректор «Висант-торга» Ирена Лунева сообщила вчера „Ъ“, что «с X5 достигнуты определенные договоренности, но информацию о них мы не имеем права разглашать раньше оговоренных с партнером сроков». «Мы решили, что не будем больше искать вариантов франчайзи-сотрудничества. Местная сильная сеть должна работать под своим брендом», – отметил источник в компании. Он добавил, что пока окончательного решения, под какой торговой маркой будет работать «Висант», еще нет – «она выбирается». «В любом случае официально мы озвучим новое название сети только после регистрации марки в Роспатенте», – пояснил представитель компании. Напомним, что у «Висант-торга» на сегодня в Воронеже работает 30 магазинов. Компания принадлежит бизнесмену Сергею Ткачеву и его партнерам.
Стоит отметить, что о смене названия местная сеть задумалась еще год назад. Тогда федеральный ритейлер, ранее представленный в Воронеже только форматами супермаркет («Перекресток») и гипермаркет («Карусель»), заявил о планах по запуску в городе сети дискаунтеров. Поскольку основным брендом для дискаунтеров у X5 является как раз «Пятерочка», в «Висант-торге» сразу же публично предупредили партнера о возможном «грубом нарушении договора концессии». В итоге X5 пришлось использовать для развития дискаунтеров в Воронеже бренд «Корзинка», на который сеть получила права после покупки одноименной липецкой сети магазинов в 2007 году. Однако переговоры между сторонами продолжались, и о возможности досрочного расторжения договора концессии источники „Ъ“ в обеих компаниях говорили еще в конце прошлого года. На сегодня у Х5 работает в регионе шесть «Корзинок» и еще 20 дискаунтеров сети «Копейка», которую компания приобрела в конце прошлого года.
Кроме «Висант-торга» и X5 в Воронеже формат «магазин у дома» развивают местная сеть «Центрторг» (37 магазинов), краснодарский «Магнит» (более 100 торговых точек в регионе), липецкая «Росинка» (около 30 магазинов) и «Мир вкуса» ассоциации «Галерея Чижова» (6 магазинов).
Директор воронежской сети «Центрторг» Сергей Кастрюлев считает, что «смена бренда „Висант-торгу“ не повредит». «Во-первых, компании не придется больше платить роялти федеральному партнеру. Кроме того, покупателям всегда интересно что-то новое, поэтому смена вывесок на магазинах сети, не исключено, даже привлечет дополнительный приток покупателей», – отметил господин Кастрюлев. Он добавил, что если «Висант-торг» не будет менять торговую матрицу и внутреннюю обстановку магазинов, ограничившись лишь сменой вывесок, то ребрендинг обойдется сети не более чем в 10 млн руб. С ним не согласен гендиректор округа «Черноземье» федеральной сети «Вестер» Андрей Попов: «„Висант-торг“ теряет весомый бренд, это может сказаться на посещаемости магазинов сети. Мне кажется, что покупатели всегда настороженно относятся к каким-либо изменениям, даже если речь идет о формате „магазин у дома“», – отметил господин Попов. Еще один источник на воронежском рынке продуктового ритейла сообщил, что «Висант-торг» почти десять лет «весьма успешно» работал над тем, чтобы бренд «Пятерочка» ассоциировался у воронежцев с определенным уровнем сервиса и качества продуктов. «А теперь сеть рискует потерять ту часть клиентов, которая не будет разбираться в тонкостях взаимоотношений между федеральной и местной компаниями, а прос