Новосибирск, возможно, станет для сети универсамов «Пятерочка» (Санкт-Петербург) самым динамичным направлением в 2006-м году. На фоне замедления темпов роста в других российских регионах и конфликта, возникшего вокруг омского партнера «Пятерочки» компании «Пятый бастион», новосибирские партнеры «Пятерочки» планируют удвоить сеть, открыв в городе еще 30–40 магазинов. Впрочем, по мнению других ритейлеров, сейчас «Пятерочка» находится на стадии развития, когда важно «застолбить место». Но гораздо труднее будет сохранить позиции при ужесточении конкуренции.

Сеть универсамов эконом-класса «Пятерочка» начала свою работу в 1999 году в Санкт-Петербурге. К началу 2000 года компания насчитывала 17 магазинов, оборот составил $35 млн. В 2001 году магазины «Пятерочки» появились в Москве. В 2002 году были открыты первые франчайзинговые супермаркеты компании в Воронеже и в Челябинске. На сегодняшний день под брэндом «Пятерочка» работают 752 магазина в России, Казахстане и Украине. Совокупный оборот «Пятерочки» в России в 2005 году превысил $2 млрд. Основные владельцы сети: ООО «Агроторг» (Санкт-Петербург), ООО «Агроспект« (Москва), ООО «Экономторг-Пятерочка» (в Екатеринбурге) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), которому принадлежит блокирующий пакет акций компании.

В Омске сеть универсамов эконом-класса «Пятерочка» развивает компания «Пятый бастион» (учредители — частные лица). Первый магазин сети открылся здесь в апреле 2004 года. Сегодня в омскую «Пятерочку» входят 16 магазинов. В Новосибирске франчайзи «Пятерочки« является компания «Новосибирск-Торг», специально учрежденная для развития «Пятерочки» (учредители — акционеры компании «Сенсация»). Первый магазин компании в Новосибирске открылся в марте 2005 года. Сейчас сеть включает в себя 30 магазинов.

Впервые о своем решении осваивать Сибирский регион в «Пятерочке» заявили еще в 2002 году. Изначально в планах компании было развивать сеть через местных ритейлеров. К концу 2003 года руководство «Пятерочки» успело обратиться практически ко всем розничным операторам Новосибирска, Кемерова, Барнаула и других сибирских городов. Однако у большинства местных ритейлеров перспективы сотрудничества с питерской компанией особого энтузиазма не вызвали — местные сети предпочитали развивать собственные проекты. В результате компания обратилась к предпринимателям, не имеющим опыта работы в продовольственной рознице, но готовых вложить средства в новый проект. Например, в Омске была специально создана компания «Пятый бастион», которая приобрела у питерской «Пятерочки» франшизу за $750 тыс. Первый универсам «Пятерочка» открылся в Омске в апреле 2004 года.

Сегодня «Пятерочка» испытывает проблемы и в родном городе — Санкт-Петербурге. За январь 2006 года общая выручка питерских магазинов снизилась на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года.

По мнению аналитиков, одна из главных причин сложившейся ситуации заключается в том, что сегодня компания сосредоточилась на бурном развитии, открытии новых магазинов, потеряв при этом контроль над работой уже существующих. Еще одна причина, озвученная экспертами, — на питерском рынке компания работает дольше всего, поэтому местные магазины успели заметно устареть. Поэтому при открытии рядом современного магазина любой другой сети «Пятерочка» неизменно теряет часть покупателей.

В Омске, как и в других регионах своего присутствия, «Пятерочка» начала агрессивную работу: за год в городе было открыто около 10 магазинов, товарооборот компании достиг $1 млн. В планах было заявлено открытие еще 15 магазинов. Однако в конце 2005 года у «Пятого бастиона» появились проблемы с кредиторами, компания объявила себя банкротом (ее долги составляли более 163 млн руб.). Такая ситуация стала своеобразным итогом конфликта между «Пятым бастионом» и одним из кредиторов компании — предпринимателем Геннадием Звягинцевым, «вложившим» в покупку франшизы «Пятерочки» и в строительство сети супермаркетов 50 млн руб. По словам господина Звягинцева, «в назначенное время эти деньги не были возвращены». И хотя один из совладельцев компании (Юрий Татарский) признал долговые обязательства и передал Геннадию Звягинцеву свою долю в ООО «Пятый бастион», директор омской сети Андрей Головастиков не допустил кредитора к управлению и проверке финансовой документации. «Поэтому мы обратились в суд и на конец 2005 года добились ареста четырех магазинов «Пятого бастиона«, открытие новых магазинов было временно приостановлено», — говорит Геннадий Звягинцев.

Впрочем, в «Пятом бастионе» утверждают, что в 2006 году планируется открытие новых магазинов. «Их будет не менее 15, — заявил «КС» начальник отдела рекламы омской «Пятерочки» Станислав Кожедубов. — И мы уверены в своих силах. «Пятерочка« продолжит открытие в тех районах, где недостаточно других торговых точек и нет условий для открытия больших магазинов». Другие омские ритейлеры планы «Пятерочки» пока не комментируют. Как, впрочем, не комментируют ситуацию и в головном офисе компании.

Тем не менее на сегодняшний день статус «самого динамично развивающегося партнера «Пятерочки« в Сибири» перешел к Новосибирску. Хотя первый универсам «Пятерочки» был открыт здесь менее года назад (в марте 2005 года), сейчас в городе работает уже 30 магазинов. И, по словам директора по корпоративному управлению ГК «Сенсация» Александра Агеева, в 2006 году в Новосибирске появятся еще 30–40 «Пятерочек». «Мы будем как покупать площадки, так и строить новые магазины с нуля, — рассказывает господин Агеев. — Планируется продолжить открытие универсамов в «спальных« районах Новосибирска, а также в городах-спутниках (Кольцово, Бердске). Средняя площадь магазинов составит 400–1000 кв. м».

«При желании можно открыть и больше магазинов, — комментирует планы новосибирской «Пятерочки» коммерческий директор холдинга «Сибирский Гигант» Роман Загуменный. — Вопрос в другом: насколько они будут успешны. Сейчас для компании, наверное, главное «застолбиться». «Спальный» формат «Пятерочки« вполне позволяет ей активно открываться — кварталов, где нет крупных магазинов, в Новосибирске много. Но такая ситуация не может продолжаться бесконечно, как только конкурентная ситуация на рынке ужесточится, здесь начнется серьезная борьба за выживание».

По мнению других участников регионального рынка ритейла, главным результатом сложившейся ситуации для «Пятерочки» станет более серьезный подход компании к подбору региональных партнеров. «Сегодня «Пятерочка» продолжает активно развиваться в регионах. Это решение логично — в отличие от столичных рынков, в регионах рынки розничной торговли еще далеки от заполнения, к тому же у компании есть хороший опыт быстрого открытия, — говорит «КС« один из участников рынка на условиях анонимности. — Пример работы в Сибирском регионе, скорее всего, поможет компании в дальнейшем подборе региональных франчайзи».

«Прецедентов, когда партнеры-франчайзи банкротились и в итоге головная компания несла некоторые убытки, существует немало, — заключает Роман Загуменный. — Поэтому грамотный региональный партнер очень важен для московской компании, решившей работать через франчайзинг. Ведь обладатели франшизы только продают технологии и помогают при открытии первых нескольких магазинов, а дальше все зависит от самого франчайзи».

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments