X5 Retail Group приобрела 104 магазина группы компаний "Росинка" в Орловской, Воронежской, Липецкой, Курской и Тамбовской областях, говорится в сообщении компании. Магазины торговых сетей "Росинка", "Апельсин", "Сберегайка", входящие в эту группу, будут ребрендированы в торговую сеть "Пятерочка". Часть магазинов уже работает в формате "Пятерочки".

По данным системы БИР Аналитик, убыток группы компаний, управляющей "Росинкой", в 2014 г. превысил 495 млн руб. при выручке в 7,90 млрд руб (+3,5% к прошлому году). Как рассказали Retailer.RU представители компании "Росинка", компания, несмотря на не слишком обнадеживающие официальные финансовые результаты, последнее время, на самом деле, работала эффективно, с высоким LFL- показателем. Видимо, решение учредителей было вызвано желанием получить за компанию деньги сейчас, чем потом длительное время зарабатывать эти деньги за счет прибыли. У "Росинки" осталось еще 28 магазинов, которые будут развиваться под другим брендом.

Специалисты по покупкам

X5 Retail Group продолжает политику агрессивного роста за счет покупки региональных сетей. Так, в июле компания купила 100 магазинов оренбургской сети "Соседдушка", в апреле X5 Retail Group приобрела сеть из 30 магазинов под брендом Spar у инвестфонда Александра Мамута A&NN Investments Ltd., а также 27 магазинов торговых сетей "Наш" и "Гурман" в Марий-Эле и Чувашии. Все эти сделки направлены на возвращение ретейлеру лидерства на рынке, которое пока прочно занимает "Магнит". Согласно неформальным сообщениям знакомых с вопросом источников, стратегический план X5 предусматривает обгон "Магнита" по числу магазинов к 2019 г. Официально существование такого плана не подтверждается.

Однако, сделать это будет непросто. Органический рост пока дается компании куда тяжелее, чем поглощения. В отчетном периоде сеть X5 Retail Group пополнилась на 600 магазинов (примерно три чистых открытия в день), у ближайшего конкурента чистых открытий вдвое больше — около 1200 (6-7 точек в день). Итого, X5 Retail Group оперирует сейчас 6 тыс. магазинов, "Магнит" — 10,9 тыс. Получается, чтобы  догнать краснодарскую сеть к 2019 г. X5 должна открывать ежедневно примерно по 13-14 магазинов в течении следующих 3,5 лет. То есть, в четыре раза больше, чем сеть развивается сейчас. И это при условии, что "Магнит" не станет ускоряться.

Особо остро конкуренция чувствуется в самом прибыльном сегменте — магазинах у дома. В январе-июне Магнит увеличил сеть на 546 точек такого формата (8890 магазинов), тогда как X5 — лишь на 484 (5273 магазина). Две последние сделки меньше чем за месяц увеличили сеть X5 этого формата сразу на 200 магазинов.

Вливания и размножение

Если "Пятерочка" будет расти не плавно по семь магазинов в день, как Магнит, а скачками по сто магазинов раз в один-два месяца, это может быть успешной стратегией опережающего роста. За счет сегодняшней покупки Х5 сможет догнать в пяти регионах своего главного конкурента. Почти половина из приобретенных магазинов (51 объект) расположены в Орловской области, что позволит X5 в три раза увеличить количество универсамов формата "у дома" в этом регионе. У "Магнита" там сейчас 80 магазинов. Также в рамках сделки под управление X5 перешли 36 магазинов в Воронежской, 14 – в Липецкой, два – в Курской и один в Тамбовской областях. Общая площадь магазинов – более 78 тыс. кв.м, торговая площадь – почти 42 тыс. кв.м. На 31 июля 2015 г. Х5 была представлена в этих пяти областях 260 магазинами "Пятерочки". У "Магнита" примерно столько же.

Инвестиции X5 Retail Group во втором квартале 2015 г. составили 13,5 млрд руб. по сравнению с 4,9 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. Рост инвестиционных расходов связан как раз с увеличением затрат на открытие новых и реконструкцию действующих магазинов. За апрель-июнь прирост торговых площадей составил 161,9 тыс. кв. м, что на 155,0% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Кроме того, во втором квартале 2015 г. было реконструировано 267 магазинов по сравнению с 96 магазинами во втором квартале 2014 г. Всего же в первом полугодии 2015 г. объем инвестиций X5 составил 21,3 млн руб. против 9,2 млрд руб. годом ранее.

Пока же планы у "Магнита" куда более амбициозны, чем у конкурентов — увеличить к концу года свою сеть почти на 2,5 тысячи магазинов и нарастить выручку на 28%, вплотную приблизившись к показателю в 1 трлн рублей. Судя по промежуточным итогам первого полугодия (525 млрд руб.), компании удается выполнять этот план даже с опережением. И ее конкурентам просто чтобы сохранить разрыв с лидером приходится прилагать огромные усилия.

Так что в ближайшее время стоит ждать новых объявлений о покупке региональных FMCG сетей как группой X5, так и "Дикси". Третья по размерам сеть магазинов у дома также в этом году уже отметилась на рынке слияний, купив региональную сеть "Бристоль" (специализация — алкоголь). На примере "Росинки" можно сказать, что если ваша сеть приносит убытки (даже в 500 млн руб. в год), она все равно в чьих-то глазах остается очень ценным активом, и можно неплохо заработать на ее продаже.

Правда, покупатели будут придирчивы. Так, сделка X5 в начале года по приобретению 30 магазинов SPAR первоначально оценивалась рынком в 3 млрд руб. Однако, оказалось, что реально за сеть было заплачено всего 200 млн рублей. Согласно недавно опубликованной отчетности X5, недвижимость и основные фонды ретейлера оценены в 1,92 млрд руб. При этом долгосрочные заимствования "Спар ритейла" составляли 2,26 млрд руб., еще 1,2 млрд руб. – расчеты с поставщиками, а резервы и другие обязательства – 534 млн руб. В итоге чистая денежная стоимость активов оказалась отрицательной – минус 2,27 млрд руб. На этом примере хорошо видно, что специалисты по M&A в X5 перед покупкой тщательно разбираются в бизнесе потенциального объекта поглощения, и продать им втридорога откровенный неликвид вряд ли удастся.

Справки

Сеть розничных магазинов "Росинка" была основана в 2003 г. Первая торговая точка открылась в Ельце (Липецкая область). На данный момент "Росинку" контролирует ЗАО "Паллада торг" (100% через ООО "Регионпродукт" у кипрского офшора Private Company Limited By Shares Destime Holdings Limited), представленное также магазинами "Апельсин" и "Сберегайка". Всего сеть насчитывает более сотни торговых точек в пяти регионах Черноземья. По данным "СПАРК-Интерфакс", гендиректором "Паллада торг" выступает Сергей Арефьев. Выручка в 2014 г. составила 7,90 млрд руб. по данным ИД Retailer.

X5 Retail Group – вторая по велечине в России продовольственная розничная компания, которая включает более 6 тыс. магазинов "Пятерочка", супермаркетов "Перекресток", гипермаркетов "Карусель", мини-маркетов "Перекресток экспресс". Под управлением компании находится 35 распределительных центра и собственный автопарк на 1,4 тыс. грузовых автомобилей. Крупнейшими акционерами X5 Retail Group, по собственным данным, являются "Альфа-групп" (47,86%) и основатели "Пятерочки" (19,85%). В свободном обращении находятся 32,06% акций. В I полугодии 2015 года выручка группы составила 382 608 млн. руб. (+27,6% к соответствующему периоду 2014 года), показатель EBITDA составил 27,518 млн руб. (+27,8%), а чистая прибыль — 7,942 млн руб (+23,2%).

* Статья будет дополняться

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments