Депутаты одобрили во вторник запрет на розничную продажу алкогольной продукции в ночное время с 23 до 8 часов, за исключением пива крепостью пять и менее градусов. На крепкое пиво приходится более трети этого рынка, но компании пока не беспокоятся: по их статистике, ночью они делают только 1% выручки.

Госдума во вторник приняла в первом чтении законопроект о поправках к ФЗ N 171 "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", внесенных правительством. Основное изменение — приравнивание пива к алкогольной продукции. Понятие "пиво" предложено закрепить как "алкогольную продукцию, произведенную из солода, хмеля, дрожжей и воды без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок, с содержанием образовавшегося в процессе брожения сусла этилового спирта от 0,5% объема готовой продукции". При добавлении спирта в пиво такая продукция будет считаться напитком, произведенным на его основе.

Алкоголь и пиво крепостью более 5% законопроект запрещает продавать в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (включая вокзалы, аэропорты, станции метро, оптовые рынки, военные объекты), а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомобилей и в других не приспособленных для продажи данной продукции местах. Кроме того, права продавать пиво крепостью более 5% лишаются организации и индивидуальные предприниматели, не имеющие стационарных складских и торговых помещений.

Дополнительно законопроектом вводятся ограничения на продажу всей алкогольной продукции и пива (кроме крепостью пять и менее градусов) в рознице после 23 часов и до 8 часов местного времени. Субъекты РФ могут установить свои ограничения времени и мест продажи алкоголя вплоть до полного запрета.

Временные ограничения на продажу алкоголя уже действуют в российских регионах. Так, например, в Москве с 1 сентября 2010 года реализация алкоголя крепостью более 15 градусов запрещена с 22 до 10 часов, а в Московской области аналогичный запрет со 2 мая прошлого года ограничивает продажу спиртного с 21 до 11 часов.

"В ночные часы реализация пива составляет около 1% от среднесуточной нормы, поэтому серьезных последствий для наших продаж мы не видим",— говорит директор по коммуникациям "Балтики" (крупнейший производитель пива в России) Алексей Кедрин. Что касается пивной продукции крепостью пять и более градусов, то, по его словам, она составляет около 35% рынка. В числе марок, на продажу которых могут распространиться ограничения, — Carlsberg, "Арсенальное" (производитель — Carlsberg/"Балтика"), "Старый мельник" (Efes), Holsten, "Золотая бочка" (SABMiller), Stella Artois (InBev).

Ранее депутат Виктор Звагельский говорил "Ъ", что норма крепости пива, на которую должны распространяться ограничения по времени и местам продаж, может быть снижена до 1,5 градуса. Депутат обещал подготовить соответствующие поправки.

Пока пивоваров гораздо больше беспокоит то, что авторы законопроекта разрешают напитки на основе пива, содержащие в себе этиловый спирт. "Такая мера не имеет ничего общего с борьбой за трезвость, а только легализует производство ерша",— отмечает представитель компании Anheuser-Busch InBev Илья Лысенко.

Остается неясным, каким образом правительственный законопроект с поправками будет соотноситься с похожим законопроектом Виктора Звагельского, который также был принят в первом чтении 3 ноября прошлого года. В варианте депутата предлагалось распространить на производство и оборот пива лицензирование, которое действует сейчас на крепкую алкогольную продукцию (лицензии на производство и оптовый оборот выдает Росалкогольрегулирование, на продажу в рознице — местные власти). В правительственной версии лицензирование пива вынесено за скобки. "Вопрос о лицензировании, видимо, будет решен ко второму чтению обоих законопроектов, однако, скорее всего, предпочтение будет отдано правительственному варианту",— говорит менеджер одной из пивоваренных компаний. Получить комментарий Виктора Звагельского вчера не удалось.

Полный список поправок к закону об алкоголе нуждается в доработке: помощник депутата Владимира Пекарева Марина Петрухина в качестве примера привела требование о запрете реализации в зданиях, где расположены организации культуры и спорта. "Такая норма требует уточнения, так как в нынешнем виде может привести к невозможности торговли алкоголем в торгово-развлекательных центрах, где расположены, например, кинотеатры и ледовые катки",— пояснила она.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments