Сразу два петербургских универмага: "Большой Гостиный двор" (БГД) и "Московский" — обратились к властям города с инициативой организации платной парковки на прилегающей к ним территории. Необходимость этой меры представители торговых центров объясняют снижением покупательского трафика из-за загруженности стоянок перед магазинами. Эксперты полагают, что введение платной парковки вряд ли поможет универмагам существенно нарастить количество покупателей.
Руководство БГД обратилось в правительство Санкт-Петербурга с просьбой включить стоянки, расположенные по периметру универмага, в адресную программу платных парковок на 2018 год. Об этом говорится в письме гендиректора торгового комплекса Елены Коршуновой губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко (есть в распоряжении "Ъ"). Как следует из документа, покупатели универмага лишены возможности припарковаться возле магазина, поскольку территория занята автомобилями работающих поблизости петербуржцев. "В результате универмаг ОАО "Большой Гостиный двор" несет существенные потери, снизились покупательские потоки, что, в конечном счете, привело к снижению товарооборота, и как следствие, сокращению платежей в бюджет города",— сказано в обращении.
Объем снижения товарооборота и трафика торгового комплекса из-за проблем с парковкой и другие детали инициативы "Ъ" в БГД не сообщили. Согласно годовому отчету универсама, товарооборот БГД в прошлом году снизился на 0,2%, до 1,76 млрд рублей, а чистая прибыль упала с 59,8 до 50,2 млн рублей.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуре (КРТИ) пояснили, что постановлением городского правительства предусмотрена возможность создания платных парковок в Центральном, Петроградском и Адмиралтейском районах, в том числе возле БГД. При этом финансирование для расширения зоны платной парковки до 2019 года не предусмотрено, уточнили в КРТИ.
Комментарий компании "Парковки Северной столицы" (входит в "Штрих групп"), которая вела переговоры городом о развитии зоны платной парковки в рамках концессионного соглашения, "Ъ" получить не удалось. В банке ВТБ (в июне подписал с администрацией Санкт-Петербурга соглашение о расширении платного парковочного пространства в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском районах) "Ъ" лишь сообщили, что заинтересованы в реализации проекта по развитию зоны платной парковки и готовы его поддержать, когда он будет запущен.
Помимо БГД аналогичное предложение в Смольный также направила администрация Московского района (есть в распоряжении "Ъ"). В своем письме в КРТИ представители районной администрации предложили организовать платную парковку на площадке напротив универмага "Московский", предназначенной для краткосрочных парковок на 180 машин. В настоящее время парковочные места используются как перехватывающие и заполнены полностью в течение всего дня, указано в документе. "Учитывая, что универмаг "Московский" находится на правительственной трассе и вблизи монумента героическим защитникам Ленинграда, платная парковка частично обеспечит безопасность и возможность осуществления контроля за припаркованными автомобилями",— утверждается в письме.
Советник гендиректора универмага "Московский" Анатолий Мухин пояснил "Ъ", что администрация Московского района обратилась с данным письмом по просьбе компании. По его словам, из-за заполненности парковки в магазине наблюдается снижение товарооборота, что приводит к сокращению поступлений в бюджет. Насколько товарооборот магазина сократился, господин Мухин не уточнил. При этом никаких дополнительных затрат для организации парковки не потребуется, добавил он.
В КРТИ отметили, что создание платных парковок в Московском районе постановлением правительства не предусмотрено. Введение платы за парковку ограниченной территории приводит к неравномерной запаркованности прилегающей улично-дорожной сети и росту количества нарушений правил дорожного движения в виде остановки и стоянки транспортных средств, считают в комитете. Кроме того, введение платной парковки вблизи станции метро "Московская", которая является одним из основных пересадочных узлов, противоречит целям и задачам создания единого парковочного пространства, добавили в КРТИ.
По мнению управляющего партнера Fort Group (компании принадлежит 10% БГД) Максима Левченко, введение платной парковки не повлияет на финансовые показатели универмага. Основной причиной снижения трафика и доходности БГД господин Левченко называет неэффективное управление. "Мой опыт показывает, что для торговых центров, расположенных возле метро, парковка не имеет такого серьезного значения, как для центров, расположенных в большом удалении от жилых массивов и метро",— добавляет он.
Эксперт МОО "Город и транспорт" Владимир Валдин также считает, что введение платной парковки вряд ли принесет торговым центрам серьезный трафик. "Исследования показывают, что не такое большое количество приезжает в магазины на машинах, как приходит пешком и приезжает на общественном транспорте",— объясняет он. Для того чтобы разгрузить улично-дорожную сеть, необходимо введение зоны платной парковки в конкретных районах города, а не точечное ее расширение, уверен эксперт.