Выручка сети аптек "Первая Помощь" по итогам 2013 г. превысит 5 млрд руб., увеличившись на 23%. Об этом Retailer.RU рассказал Александр Семенов, генеральный директор компании. "Прогноз основан, в частности, на итогах первого полугодия, — подчеркнул топ-менеджер. — И полностью подтверждает уже сложившийся тренд".
Источники роста
Основными источниками роста, помимо запуска новых точек, станут внедрение новых форматов и развитие специальных проектов: "детство", "ортопедия", "органическая продукция".
Сегодня ритейлер наращивает присутствие на рынке, развиваясь в традиционном формате "фармамаркет", но не боится экспериментов: так, в мае 2013 г. в петербургских ТЦ "Пик" и "Июнь" появилось по студии лечебной косметики Cosmetic Project (торговая площадь — 6 кв. м). До конца года планируется запуск не менее двух магазинов под брендом "Первая Помощь" в формате drugstore (торговая площадь — 250–300 кв. м). "Это будет не российский формат "дрогери", а именно аналог американского drugstore, где будут представлены как рецептурные лекарства за витриной, так и безрецептурные, а также косметика и парфюмерия и другие FMCG-товары", — рассказывал Retailer.RU Александр Семенов.
В компании рассматривают и возможность вывода в отдельные сети категорий "детство", "ортопедические товары", "органическая косметика", которые пока присутствуют в аптеках в формате shop-in-shop (в 28 точках из 172). Если формат останется неизменным, то будет увеличиваться количество точек, где представлены такие корнеры.
Еще одним источником роста станет расширение ассортимента. Сегодня он уже насчитывает 13,3 тыс. SKU против 12,3 тыс. SKU в начале года. "С начала года ассортимент расширился в следующих категориях: лекарственные средства, в частности за счет ЖНВЛС, ортопедические товары, в основном за счет ортопедической обуви, и косметические средства", — рассказывает Александр Семенов. Новым товарам еще предстоит закрепиться в ассортиментной матрице: их ждет активная ротация.
География — та же
География бизнеса останется пока неизменной: приоритетными для компании рынками являются Петербург и Ленобласть, а также Москва и Московская область. "Мы рассматриваем и небольшие города рядом с регионами присутствия, но выходить в них пока не планируем. Только если сможем приобрести кого-то из местных игроков", — подчеркивает Александр Семенов.
До конца года ритейлер планирует запустить 38 точек, в то время как с января по июль открыто лишь восемь. В компании такой контраст объясняют тем, что в первом полугодии пришлось сконцентрироваться на поиске оптимальных локаций, сейчас же пришло время непосредственно для открытий.
Скорее органически?
Директор по исследованиям и консалтингу "Фармэксперт" Николай Беспалов находит планы ритейлера более чем амбициозными. "Рост выручки на 23% — серьезная цель. Это в два раза быстрее рынка: мы ожидаем, что по итогам года рынок вырастет на 12% в денежном выражении и на 5% — в натуральном, а его объем составит $21 млрд", — полагает эксперт.
Лидер аптечной розницы — "Ригла" увеличивает продажи также опережающими темпами: за первый квартал 2013 г. выручка компании увеличилась на 25,5%, до 4,9 млрд руб. А ее ближайший конкурент — "Аптечная сеть 36,6", напротив, теряет рынок: за тот же период розничные продажи сократились на 2%, до 3,6 млрд руб.
Помочь "36,6" восстановить статус-кво могла бы покупка "А5" (аптечные сети "A5", "Мособлфармация", "Норма"). "Мы пока присматриваемся друг к другу, решение может быть принято ближе к осени", — прокомментировал Retailer.RU текущее положение дел Сергей Солодов, один из акционеров "A5".
"Крупных сделок слияния и поглощения если и ждать, то, действительно, только от "36,6" и "A5", — согласен Николай Беспалов. — Впрочем, явных подвижек в этом направлении мы пока не наблюдаем, и в основном участники рынка продолжат развиваться в этом году органически".
Справка
Аптечная сеть "Первая Помощь" основана в 1997 г. в Петербурге. На начало августа 2013 г. насчитывает 172 аптеки в Центральном и Северо-Западном округах России. По данным исследования Retailer Index 500, выручка компании в 2012 г. составила 4,3 млрд руб. (без НДС).