Росреестр отказал "Максидому" В России с 15 ноября впервые вводится платный проезд по федеральным трассам для тяжелых фур. Один километр пути обойдется для них в 3,09 руб. Ожидается, что такой шаг пополнит в 2016 году дорожный фонд на 40 млрд руб. Для простых потребителей это означает, что цены на перевозимые фурами товары вырастут. Руководство Росавтодора уверено, что рост составит не более 1%. Однако сами перевозчики прогнозируют подорожание товаров на 6–8%.
Взимание платы за проезд по федеральным трассам с грузовиков массой свыше 12 т принесет в дорожный фонд десятки миллиардов рублей в год. За ущерб, который большегрузы наносят покрытию трасс, будет взиматься плата в 3,09 руб. за 1 км пробега. Об этом сообщил руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт.
Главный аргумент ведомства в пользу внедрения сбора — забота о владельцах легковых автомобилей. Ведь именно на них ложится бремя по ремонту таких дорог в виде транспортного налога. Однако для простых потребителей такой шаг неизбежно связан с ростом цен на перевозимую продукцию. Ранее министерство экономического развития предложило снизить или вовсе отменить этот сбор из-за нестабильной ситуации в экономике, однако в итоге дорожники инициативу отстояли.
40 млрд рублей в дорожные фонды
"На 2016 год мы планируем дополнительные поступления порядка 40 млрд руб. в федеральный дорожный фонд после введения этой системы, — сказал Старовойт. — Наш проект предусматривает создание такой системы без единого рубля федеральных средств, то есть полностью всю систему реализует инвестор за свои деньги, а потом в течение срока концессии федерация будет частично ежегодно погашать вложения инвестора. Мы взяли за аналог систему, которая действует во многих странах Европы. Инвестор будет получать часть денег от штрафов за превышение допустимой массы и перевозку негабаритных грузов".
Кроме того, Старовойт посоветовал региональным властям ввести аналогичную систему оплаты.
Ведь вполне ожидаемо, что ради экономии большегрузы перейдут с федеральных трасс на региональные дороги. По его мнению, это позволит сохранить областную сеть дорог, а также "появится дополнительный источник формирования областного дорожного фонда".
"Потому что дальше будет хуже — никаких денег не хватит, чтобы потом восстанавливать эти дороги", — сказал руководитель Росавтодора во время визита в Кемеровскую область. Изначально предполагалось взимать с собственников большегрузных автомобилей грузоподъемностью более 12 т плату в размере 3,73 руб. за 1 км, однако ставка была пересмотрена. "После детальной проработки, в том числе на площадке правительства, было принято решение если и сокращать (этот сбор. — "Газета.Ru"), то не существенно, — пояснил Старовойт.
— Размер платы 3,09 руб. за километр пробега согласован Минтрансом и министерством экономического развития. Снижать его еще больше нет смысла.
Этот вопрос находится в компетенции правительства. Плату начнут взимать с 15 ноября 2015 года. Переносов ее введения, как это было ранее, думаю, не будет".
Защита водителей легковых автомобилей
Как ранее в интервью "Газете.Ru" заявлял Роман Старовойт, главным образом инициатива ведомства связана с заботой о водителях легкового автотранспорта.
"Тот вред, нагрузка, которую обеспечивает грузовой автомобиль разрешенной массы свыше 12 т, равны 40 тыс. проездов одной легковой автомашины, — отмечал Старовойт.
— Поэтому в первую очередь я сам, как водитель легковой автомашины, беспокоюсь о том, чтобы принцип был "платит тот, кто использует". И почему я должен нести нагрузку в виде транспортного налога, и деньги из дорожного фонда, на частый ремонт, когда идет фура. Это первое. Второе. Мы посмотрели мировой опыт. В европейских странах, в большинстве, такие системы введены. Даже в Республике Беларусь аналогичная система действует и работает".
Насколько подорожают товары
Для простых потребителей такое повышение стоимости доставки товара неизбежно связано с подорожанием продукции. Однако мнения авторов инициативы и ряда участников рынка разнятся. По словам Старовойта, в ведомстве детально изучили возможные последствия на экономику в целом. Несколько дней назад руководитель Федерального дорожного агентства привел пример с предварительными расчетами, где предполагаемый тариф был равен 3,73 руб.
"Стоимость перевозки фуры в среднем составляет 30 руб. за километр, — объяснял Старовойт "Газете.Ru". — С тарифом 3,73 руб. стоимость будет составлять 33 руб. 73 коп. Увеличение в процентном соотношении стоимости перевозок составит примерно 10%. А в структуре себестоимости продовольственных товаров перевозка занимает от 4 до 10%. То есть на стоимость тариф повлияет в доле примерно 1%.
Возьмем конкретный пример. Например, 20-тонная фура везет молоко за 100 км. Сегодня стоимость доставки 20 тыс. пакетов молока за 100 км, весом 20 т, обойдется в 3 тыс. руб. После введения дополнительного сбора, 3,73 руб. за один километр, стоимость увеличится и составит 3373 руб. То есть стоимость одного пакета молока увеличится на 1 руб. 70 коп.
В среднем литровый пакет молока стоит около 100 руб., от 70 до 120 руб. И таким образом цена увеличится на 1,70 руб. Мы с вами это заметим? Не думаю".
Прогноз по росту цен на председателя Центрального комитета межрегионального профсоюза "Дальнобойщик" Валерия Войтко в 6–8 раз превышает прогноз Росавтодора.
"Рост цен всего на 1% — это неверные данные, — заявил Войтко "Газете.Ru". — Их вычленили исходя из расстояния доставки 100 км. Но при перевозках по России таких расстояний практически нет. Пример с тем же молоком. Молоковозы идут в Москву из Владимирской, Брянской, Орловской областей, а это 300–500 км. Мы тщательно обсчитывали рост затрат и пришли к выводу, что инфляция в случае введения подобного сбора составят минимум 4%.
А такой рост инфляции приведет к реальному росту стоимости продукции на 6–8% в магазинах. Ведь для торговцев любой намек на повышение цен и транспортных расходов — это повод поднять цены на товары на полках в магазинах.
Даже при росте расходов на 10 коп. цены в магазинах взлетают на рубль. Сначала над нашими расчетами все смеялись, но в мае в Минэкономразвития провели такой же анализ и пришли к выводу, что инфляция составит 5%".
Поясним, что прогноз Минэкономразвития действительно прозвучал на совещании о неналоговых платежах в мае у премьер-министра Дмитрия Медведева. Минэкономразвития в материалах к совещанию указало, что плата для фур увеличит стоимость перевозок на 5–20%, а тарифы и так с прошлого года выросли на 10–15%. Следом подорожают и потребительские товары — на 2–5%, подсчитало Минэкономразвития.
Готовы платить, если будут ремонтировать
Коммерческий директор ГК "Желдорэкспедиция" Евгений Можаев заявил "Газете.Ru", что сама концепция данных выплат выглядит вполне логичной — дороги необходимо ремонтировать, и владельцы крупногабаритного транспорта прекрасно это понимают.
"Более того, бизнес заинтересован в том, чтобы дороги были в хорошем состоянии, — это повышает безопасность перевозок и снижает стоимость ремонта, — отметил Можаев. — Но должна быть прозрачная система контроля расходов.
Конечно, после таких сборов мы очень хотим увидеть заметное улучшение качества дорог.
При этом в ситуации, когда на рынке наблюдаются крайне негативные тенденции, дополнительные выплаты заставят транспортные и логистические компании пересмотреть свои тарифы для производителей различной продукции, а они, в свою очередь, будут вынуждены поднять тарифы для ритейла. В итоге мы имеем дополнительный фактор роста цен на товары для населения, и это при текущем уровне инфляции".
Подорожает элитный алкоголь, а не хлеб
Генеральный директор "InfoLine-Аналитика" Михаил Бурмистров уверен, что крупные ритейлеры, у которых сформирован собственный автопарк, цены на социально значимые товары поднимать не будут. По его оценке, пострадают в первую очередь небольшие игроки, у которых нет собственного автопарка.
"Если у ритейлера есть собственный автопарк, то цена на продукцию в его магазинах поменяется либо на величину фактических затрат на перевозку, либо не изменится вообще, — сказал Бурмистров "Газете.Ru". То есть при росте расходов на перевозку у них есть два выхода: поднять цены или же сократить свою маржинальность.
Социально значимые товары дорожать не будут. Это может коснуться только дорогих, более маржинальных товаров, например виски, коньяка. В этом случае подорожание не так заметно.
А вот малые игроки, у которых нет собственного автопарка, конечно же, полностью заложат эти расходы в стоимость своих услуг, а может быть, повысят цену на свои услуги еще выше. Тогда у маленькой розничной сети, конечно же, не будет иного выхода, как переложить подорожание на покупателей. Некоторые из них также не преминут воспользоваться возможностью и поднять цены выше, чем рост стоимости перевозки".