Если финал истории с российским танкером «Московский университет» и вызвал недоумение (куда, собственно, делись пираты — действительно ли их отпустили или убили во время штурма?), то одно бесспорно: и моряки танкера, и моряки противолодочного корабля «Маршал Шапошников» действовали профессионально. При штурме, который длился всего 22 минуты, ни один из них не пострадал, 10 пиратов были задержаны и лишь один убит.

Повторили сценарий

«Подготовка наших моряков ведется как в специальном учебно-тренажерном центре (выполнение требования 11-й главы Конвенции по охране человеческой жизни на море), так и непосредственно на судах», — рассказывает Сергей Макаров, советник президента и директор учебного центра Новороссийского морского пароходства. Экипаж «Московского университета» точь-в-точь повторил сценарий одного из проведенных в сентябре прошлого года учений. «Тогда у нас было два варианта — пессимистичный и оптимистичный, — продолжает Макаров. — В случае когда пиратам удается захватить в заложники членов экипажа, мы обучали моряков правильной психологической реакции: не вызывать агрессию бандитов, соглашаться с их требованиями и делать все возможное для сохранения своих жизней. По второму сценарию моряки останавливают главный двигатель, обесточивают судно и закрываются в румпельном отделении. Так как вход в него достаточно затруднен, особенно при обесточенном судне, у компании появляется время для принятия мер по освобождению людей. Собственно, эту инструкцию и выполнили моряки».

По мнению Макарова, каких-то особых средств борьбы против пиратов, кроме конвоирования судов, не существует. «Моряки торгового мореплавания не военные, их задача — перевозить грузы и следить за судном, — поясняет он. — Бороться с вооруженными людьми они не могут, поэтому наше обучение скорее предусматривает разработку превентивных мер. К примеру, одно из “упражнений” в учебно-тренажерном центре выглядит так, как будто действительно происходит атака пиратов на скоростных катерах. Штурманы на навигационном мостике, маневрируя, учатся уходить от пиратских лодок. С помощью грамотного маневрирования год назад экипаж нашего судна NS Commander смог благополучно оторваться от пиратов».

В прошлом году в учебном центре «Новошипа» было обучено около 7000 человек, расходы, по словам Макарова, составляют «миллионы рублей». Моряки, идущие в пиратоопасную зону, за каждый проведенный в ней день получают надбавку к зарплате (какую именно, Макаров уточнить затруднился).

«Такого рода истории можно соотнести не только с производством, где есть риск возникновения техногенной катастрофы, но и, например, с компаниями, которые занимаются финансовыми услугами», — комментирует гендиректор российской компании «Экопси консалтинг» Павел Безручко.

«Не исключено, что ситуация с “Московским университетом” не авральная и операция освобождения судна предварительно была неоднократно отработана перед собственно боевым исполнением», — усмехается Владислав Пархомов, заместитель гендиректора ИХ «Финам».

Испугаться заранее

В компании «Коллекция приключений», по словам ее гендиректора Александра Нефедова, в 2010 г. спрос на тренинги, направленные на формирование навыков реагирования в сложных и неопределенных ситуациях, значительно вырос. «В мае мы планировали выйти на оборот не менее 2 млн руб., но уже сейчас количество заказов перекрывает эту сумму в два раза, — говорит Нефедов. — Очевидно, что это связано с оживлением экономики и желанием компаний занять новые позиции».

«Рискованных ситуаций у бизнеса очень много, в том числе когда компания выводит на рынок новый продукт или развивает новое направление, — говорит Нефедов. — Умение эффективно реагировать на опасности — задача топ-менеджмента. Это, в свою очередь, подразумевает постоянную тренировку таких качеств, как лидерский потенциал, способность ставить цели и управлять людьми, оценивать риски и быстро на них реагировать». В арсенале компании есть тренинги, которые проводятся в так называемом комбинированном стиле: 1-2 дня — «на стульях», т. е. в помещении, и день — на природе. «Природа позволяет хорошо выстроить модельные ситуации как с рисками, так и без них», — убежден Нефедов. Для своих клиентов его компания устраивает, например, сплавы по реке, восхождения в горы, соревнования на яхтах, спуски по каньону в гидрокостюмах и проч. «Чтобы научить человека адекватно реагировать на опасности, его нужно ставить в ситуации, когда испытываешь яркие эмоции, может быть, даже и негативные», — настаивает Нефедов. Такое удовольствие недешево: выездной тренинг с группой людей до 15 человек может обойтись компании до 3 млн руб.

Незаменимых — вон

По мнению Дмитрия Репина, директора по стартап-проектам и профессора предпринимательства московской школы управления «Сколково», хотя заранее ко многим внештатным кризисным ситуациям подготовиться нельзя, компаниям все же стоит разработать несколько сценариев. И в первую очередь сценарий действия команды в случае внезапного ухода одного из ключевых лиц бизнеса. «Надо снижать зависимость бизнеса от индивидуума. Есть такое правило: если человек становится незаменимым, то лучше как можно скорее от него избавиться», — считает эксперт.

«Действия в критической ситуации, которая может рано или поздно повториться, целесообразно отработать с целью минимизации негативных последствий. Но бывает форс-мажор “здесь и сейчас”, в этом случае требуется мобилизация всех возможностей — и личностных, и коллективных, — говорит Пархомов. — Специфика бизнеса далека от специфики проведения боевых операций и не стоит ожидать от персонала способности эффективно реагировать в критических ситуациях (иначе они были бы сотрудниками спецслужб, а не вашим бэк-офисом). Я думаю, отрабатывать реакцию персонала на форс-мажорные обстоятельства вряд ли целесообразно — можно ограничиться простыми, но действенными инструкциями по поведению в подобных случаях. А риски снижать путем четкой организации бизнес-процессов».

«Если историю с сомалийскими пиратами перекладывать на бизнес, то имеет место критическая ситуация, которая рано или поздно повторяется, и есть форс-мажор, в котором каждый как-то себя проявляет, — рассуждает Пархомов. — Одно дело — быть капитаном в тихой гавани, другое — при 10-балльном шторме. Успех тренировки персонала во многом зависит от психологических качеств человека».

«Современному бизнесу не хватает подготовки к реагированию на длительные, а не короткие форс-мажоры, — комментирует Татьяна Климентьева, директор по персоналу инвестиционной группы “Абсолют”. — Например, что касается нашего персонала, то отреагировать на рейдерские ситуации у нас хватает смелости. Но проявить то же творчество и гибкость, когда грянул кризис и нужно было задуматься над развитием новых направлений, смогли немногие». Климентьева приводит пример: когда в недвижимости встали оптовые продажи и надо было перестроиться на розницу, компания предпочла ждать. «Казалось, все вернется: стоит только выждать время и сохранить то, что есть, — вздыхает она. — Сейчас мы понимаем, что нам, как и многим другим, нужна была четко выработанная стратегия обновления».

«Любому персоналу в нынешние времена нужно учиться жить в условиях все повышающейся непределенности — стабильности в мире больше никогда не будет», — категорична Вера Елисеева, директор по организационному развитию компании «Связной». Для этого, отмечает она, HR-менеджмент любой компании должен быть «островком стабильности». «В нем должны работать спокойные, самодостаточные люди, способные помочь другим выйти из психологического коллапса. Надо уйти от иллюзии тотального контроля, — философски замечает Елисеева. — Если человек, осознавая это, не паникует и не нервничает, другие будут спокойно работать».

Точно как на море 

Дмитрий Репин
директор по стартап-проектам и профессор предпринимательства московской школы управления «Сколково», ведет программу обучения предпринимательству в экстремальных условиях путешествия на современной парусной яхте
«Фрахт яхты, плавание в открытом море команды из 5–6 человек, полностью отвечающих за яхту, схожи со стартапом. Надо четко и быстро наладить обратную связь и корректировать свои действия в зависимости от внешних факторов. Яхта не машина – в экстремальной ситуации ты не можешь съехать на обочину и передохнуть. Так и в бизнесе: если у тебя уже есть сотрудники, клиенты, контрагенты, ты не можешь в трудной ситуации закрыть глаза на происходящее и переждать».

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments