Борьба поставщиков с розничными сетями идет по нарастающей. Как стало известно «Бизнесу», вслед за «Седьмым континентом» штрафовать поставщиков за более высокие отпускные цены, чем у конкурентов, начал и его главный конкурент — «Перекресток». Участники рынка прогнозируют, что ценового приоритета от поставщиков начнут требовать и остальные сети. 

«Седьмой континент» стал требовать от поставщиков цены, не превышающей отпускные цены конкурентов, в конце прошлого года. Напомним, соответствующий пункт включался в договоры и ранее, однако поставщики легко обходили его, оформляя более низкую цену для других сетей как постоянную промоакцию (на них правило номинально не распространялось). С конца прошлого года этот пункт стал оговариваться в контрактах «Седьмого континента», и сеть начала активно штрафовать поставщиков за это нарушение. 

Как рассказали «Бизнесу» несколько сотрудников крупных FMCG-компаний, вслед за «Седьмым континентом» карательные меры против нарушителей пункта стал принимать и его основной конкурент — «Перекресток». По данным поставщика «Перекрестка», несколько партнеров сети уже были оштрафованы. Согласно новому договору (копия одного из них имеется в распоряжении «Бизнеса»), штраф за нарушение приоритета закупочных цен составляет 10% от суммы поставки, но не менее $15 тыс., и взимается за каждый факт обнаружения более высокой цены у «других операторов ритейла, включая формат cash & carry». «Для небольшого поставщика это серьезная сумма, например, у нас продажи по „Перекрестку” составляют $60 тыс. в год, так что даже один штраф может увести нас в минус»,— рассказывает сотрудник одной из компаний-дистрибуторов. 

Поставщики реагируют на новые требования сетей болезненно. «Мы получили новый договор месяца полтора назад и до сих пор его обсуждаем, новые условия просто не принимает руководство»,— рассказывает директор по продажам российского представительства компании CeDo (производитель упаковки для пищевых продуктов) Елена Агафонова. «Нам бы хотелось аннулировать этот пункт, мы рассчитываем, что его удастся хотябы смягчить»,— надеется Агафонова. 

С ней соглашается владелец крупной дистрибуторской компании, который добавляет, что такие требования к поставщикам выдвигают только российские компании. «Например, Auchan — тоже очень жесткая компания, местами даже более агрессивная, чем российские сети, и все же она выдвигает только рациональные претензии»,— говорит он. 

«Логистика российских сетей настолько несовершенна по сравнению с „западниками”, что выдвигать требования об одинаковой цене они не имеют основания»,— уверен источник. 

Впрочем, источник в компании—производителе продуктов питания сомневается, что «Перекрестку» удастся контролировать соблюдение контракта во всех своих региональных магазинах. «Если разница будет невелика, поставщик всегда сумеет договориться с менеджером без участия центрального офиса»,— предполагает он. 
Финансовый директор «Перекрестка» Виталий Подольский подтверждает, что его сеть начала штрафовать поставщиков за нарушение ценового приоритета, однако отрицает, что это требование связано с действиями «Седьмого континента». «Это нормально, то, что поставщиков начали штрафовать, говорит о том, что мы стали работать более эффективно. Мы жертвуем своей маржой, чтобы снизить цены, почему поставщики должны сохранять свою»,— возмущается Подольский. Поставщики должны работать более эффективно и повышать рентабельность не за счет отпускных цен, а за счет сокращения раздутых издержек, уверен он. 

Хотя поставщики и не согласны с требованиями сетей, они признают, что, скорее всего, со временем на ценовом приоритете будут настаивать все российские ритейлеры. 

«На конкурентном рынке такие процессы напоминают цепную реакцию. Если уж такие требования выдвигает „Перекресток”, который считается самой западной из российских сетей, значит, все остальные потянутся за ним»,— говорит владелец дистрибуторской компании. Елена Агафонова опасается, что вслед за «Перекрестком» на подобную схему может перейти и сеть Daily (принадлежит председателю совета директоров «Перекрестка» Льву Хасису.— «Бизнес»). «Если такие маленькие точки будут диктовать цены, то в итоге взбунтуются все остальные сети. А производители могут не выдержать постоянного демпинга, чтобы соответствовать ценам, устраивающим крупных продавцов»,— предполагает она. 

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar