Разработанная администрацией Нижнего Новгорода схема размещения объектов нестационарной торговли вызвала тревогу у местных сетей по распространению периодики. Крупнейшие из них — «Печать» и «Шанс-Пресс» — уже предупредили издательское сообщество о возможном закрытии своих точек, так как по новым правилам они не смогут принять участие в аукционах, на которые планируется выставить торговые места. Усугубило ситуацию намерение администрации передать около сотни торговых мест, куда попали и действующие киоски, стороннему оператору, который пока не представлен в Нижегородской области. В администрации повода для беспокойства пока не видят и утверждают, что интересы распространителей не пострадают.
В минувшую пятницу руководители двух крупных нижегородских сетей по распространению печатной продукции, НОАО «Печать» и ООО АРПП «Шанс-Пресс», предупредили директоров ряда печатных СМИ о возможном закрытии своих торговых точек с 21 ноября. Поводом стал обнародованный администрацией города регламент, утверждающий схему размещения объектов нестационарной торговли на территории Нижнего Новгорода, к которым относятся и ларьки с периодикой. Документ, в частности, предусматривает, что теперь места под торговые точки будут разыгрываться на аукционе среди частных предпринимателей и предприятий малого и среднего бизнеса, к которым оба оператора не относятся. По данным руководства сетей, их ныне действующие места уже 23 ноября могут быть выставлены на торги, в которых они не смогут принять участие.
Как пояснил „Ъ“, генеральный директор НОАО «Печать» Николай Тишкин, у распространителей много претензий к авторам схемы — городскому департаменту экономики. «По этому регламенту нас фактически вытесняют с рынка и рушат всю систему нестационарной мелкой розницы, причем не только по продаже печатной продукции, но и всех остальных товаров. Во-первых, решать, где и какие объекты могут быть расположены, будут только чиновники, а это уже порождает питательную среду для коррупции. Во-вторых, победитель аукциона должен будет заключать вместо прежних договоров аренды некие договоры на право размещения нестационарного объекта торговли. Хотя без прав на землю ни один киоск не может подключиться к энергосетям, а прокурор легко оспорит законность размещения торговой точки», — отметил господин Тишкин.
Кроме того, возмущение дистрибьюторов вызвало намерение городской администрации отдать значительную часть рынка новому крупному игроку — ЗАО «АРИА-АиФ». Так, в октябре за несколько дней до издания регламента в своей официальной газете «День города» администрация уведомила, что рассматривает возможность передачи в аренду «АРИА-АиФ» 100 муниципальных земельных участков под размещение киосков по продаже печати с указанием их адресов. В перечне предложенных оператору участков местные сети обнаружили и места, занятые своими киосками по действующим договорам. «Это похоже на передел рынка. Городские власти ведут себя непоследовательно: издают регламент, по которому за места на аукционах торгуется малый и средний бизнес, а сами рассчитывают передать серьезную долю крупному оператору, причем в аренду, а не на праве размещения. Где же тут честная конкуренция?» — на условиях анонимности посетовал один из участников рынка. В компании «АРИА-АиФ» вчера не смогли прокомментировать свои планы на Нижний Новгород, сославшись на отсутствие руководства.
В свою очередь глава администрации города Олег Кондрашов сообщил „Ъ“, что опасения распространителей периодики беспочвенны. «Если у них старые договоры в порядке, они будут спокойно работать до истечения срока действия, и эту работу у них никто не отнимет. В Нижнем Новгороде несколько крупных предприятий, в том числе „Печать“ и „Шанс-Пресс“, и все они говорят, что должны присутствовать на рынке. Но мы не можем допустить того, чтобы у нас несколько палаток с прессой рядом стояли на одном месте», — сообщил господин Кондрашов. Он назвал «чушью» опасения дистрибьюторов о том, что крупные сети будут ущемлены. «Одни говорят, что они крупные и поэтому будут страдать, другие говорят, что они малые, хотя у них больше сотни палаток и обороты сравнимы с крупными сетями, а сами при этом изображают из себя малых предпринимателей. Вот это все должно уйти в сторону. Система по размещению мелкорозничной торговли призвана определить, что в этом данном месте можно, условно говоря, поставить одну палатку по продаже газет, одну палатку мороженого и одну палатку по продаже сопутствующих товаров — и все. Участвуйте в аукционе — кто выиграет, тот и будет ставить. По-моему, все просто, честно и очень прозрачно», — заключил Олег Кондрашов.
Между тем участники рынка и представители медиасообщества настаивают на вмешательстве в конфликт губернатора Валерия Шанцева. На его имя подготовлено письмо с просьбой приостановить исполнение регламента и проведение торгов в соответствии с новыми правилами. В проекте письма (есть в распоряжении „Ъ“) говорится о том, что если дистрибьюторы действительно приостановят работу, то это чревато «социальной напряженностью»: «Тысячи работников останутся без работы, порядка 700 розничных точек останутся без газет и журналов. Сократится объем работы типографий, бумкомбината, резко упадет тираж газет и журналов, выпускаемых на территории Нижегородской области. Нижний Новгород станет первым городом в России, жители которого в преддверии выборов останутся без информации и свежих новостей». Как ожидается, сегодня, как только письмо подпишут представители ведущих газет и журналов, его передадут главе области.
Кто контролирует нижегородский рынок распространения печати
На нижегородском рынке распространения печатной продукции — порядка 700 торговых точек, более 85% которых принадлежат двум крупнейшим игрокам: НОАО «Печать» (дочернее региональное предприятие агентства «Роспечать», входящего в холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски, владеет 346 торговыми точками в Нижнем Новгороде и области) и ООО АРПП «Шанс-Пресс» (владелец — гендиректор компании Андрей Тимофеев, группа контролирует еще около 250 точек).