Набрать линейный персонал в розничную компанию стало проще, а управленцев – сложнее. «Агентство Контакт» выяснило, как влияют общеэкономические реалии на ситуацию с подбором линейного персонала и менеджерского звена в розничных сетях, как изменились показатели текучести кадров, нарушения трудовой дисциплины и воровства, какие внедрены изменения в материальную мотивацию продавцов и в методику удержания. 

Компания провела опрос, в котором приняли участие HR-представители 23 розничных сетей России.

По мнению опрошенных, подбор линейного персонала упростился. Об этом говорят 59% респондентов. Во многом это связано с тем, что, с одной стороны, кандидаты быстрее соглашаются на предлагаемые условия труда, с другой стороны, наблюдается отток линейного персонала из других отраслей, которые кризис затронул более существенно. 

 

Ситуация с подбором менеджерского звена осталась без изменений. Так считает половина респондентов. 32% опрошенных рассказали, что стало проще подбирать специалистов менеджерского звена, а 14% признают, что стало сложнее. Для 4% неактуален подбор менеджеров, т.к. заморожен реркутинг по данным позициям. Эксперты также отмечают, что поток входящих резюме увеличился, но понизилось качество кандидатов на открытом рынке. Специалисты высокого уровня по-прежнему малодоступны и стоят дорого. 

 

Кризис благотворно повлиял на показатели текучести персонала – 73% опрошенных утверждают о снижении данного показателя. Практически остановился рост текучести персонала, а у 23% опрошенных в компаниях «текучка» совсем остановилась. 

 

76% респондентов говорят, что проблема текучести сегодня все еще в большей степени касается линейного персонала, 14% опрошенных считают, что менеджеров среднего звена. Для 5% опрошенных, это проблема касается менеджеров высшего звена. 

Несмотря на ухудшение условий труда во многих розничных компаниях (уменьшение фиксированной части зарплаты или полное отсутствие оной для продавцов и т.д.), число случаев нарушения трудовой дисциплины и воровства осталось на прежнем уровне – об этом сообщают 68% респондентов. У 18% опрошенных данный показатель увеличился и лишь у 9% — уменьшился. 5% опрошенных – стали более жестко контролировать эти процессы. 

 

Сегодня в большинстве розничных компаниях снижена фиксированная часть зарплаты у продавцов (25% опрошенных компаний), в некоторых сетях вовсе убрали фиксированную часть, оставив только проценты от продаж. 33% опрошенных увеличили бонусную часть, а 25% опрошенных компаний оставили материальную мотивацию продавцов без изменений. Также респонденты рассказали о том, что сократились премиальные выплаты и годовая премия, соцпакет, а вместо бонусов в зависимости от KPI введен процент от продаж. 

 

Что касается методик удержания сотрудников, то 29% респондентов говорят об усилении роли внутренних коммуникаций: сотрудники хотят обладать всей полнотой информации, понимать, что происходит с компанией, куда она движется и что их ждет в будущем. 23% респондентов утверждают, что методика удержания в их в компании осталась без изменений (в компании стоят более серьезные задачи, например, оптимизация бизнес-процессов и затрат). 15% компаний сообщают об изменении материальной мотивации в целях удержания сотрудников, такой же процент компаний изменили соцпакет (убрали льготы, ДМС). 12% — внесли изменения в нематериальную мотивацию сотрудников (например, делают акцент на улучшении условий труда).

Во многих компаниях розничного сектора оптимизировали заработные платы специалистов путем сокращения бонусов, во всех остальных – снизили зарплаты на 10-30% в зависимости от сектора розницы. В большей степени кризис затронул сети с luxury продукцией, бытовой техникой, мобильными телефонами, одеждой, спортивными товарами, DIY. В меньшей степени кризис затронул продуктовые сети, обувные и сети по продаже газет и журналов.

Таблица зарплат 

Позиция
Минимальная зарплата (рубли, гросс)
Максимальная зарплата
(рубли, гросс)
Руководители высшего звена
Генеральный директор
400 000
1 500 000
Коммерческий директор
180 000
500 000
Финансовый директор
160 000
500 000
Директор по маркетингу
150 000
500 000
Директор по персоналу
120 000
450 000
Руководители среднего звена
Управляющий розничной сетью
130 000
350 000
Директор гипермаркета
180 000
270 000
Руководитель производства
210 000
300 000
Руководитель отдела закупок
120 000
300 000
Бренд менеджер
90 000
250 000
Директор юридического отдела
120 000
350 000
Директор по логистике
120 000
400 000
Руководитель отдела МСФО
150 000
250 000
Отраслевые и уникальные специалисты
Менеджер по продукту
50 000
150 000
Директор супермаркета
50 000
220 000
Директор магазина
30 000
100 000
Категорийный менеджер
65 000
250 000
Мерчендайзер
15 000
60 000

Источник: «Агентство Контакт»

0 0 vote
Article Rating
История-945х235
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments