Рынок планшетов в Петербурге в первом полугодии 2015 года упал на 35%. Ретейлеры отдают пальму первенства фаблетам — смартфонам с большим экраном. Однако говорить о полном замещении рынка планшетов фаблетами пока не стоит.
По итогам первого полугодия 2015 года продажи планшетов в России упали на 36%, до 22,7 млрд рублей, сообщает ретейлер "Связной". В III квартале падение продолжится, уверены в компании, и лишь в IV квартале оно может остановиться, а о росте речи вообще не идет. В Петербурге, по данным "Связного", рынок планшетов за полгода просел на 35% в рублях, у "Евросети" те же цифры.
Сокращение рынка планшетов — общемировой тренд. Однако в России падение продаж в 2015 году значительнее, чем в большинстве других стран. Дело не только в кризисе. "В РФ этот рынок перенасыщен, — объясняют в "Связном". — Проникновение данной категории устройств в нашей стране на конец 2014 года было рекордным в мире: планшетный компьютер приходится на каждый третий реализованный смартфон, в то время как в мире — только на каждый пятый. По итогам I квартала 2015 года Россия сравнялась с общемировым показателем". И это при том, что продажи смартфонов тоже упали — на 11% в штуках, на 4% — в деньгах.
Перенос внимания
Планшет для пользователя обычно не "первый экран", то есть не главное устройство, нет смысла обновлять его с каждым выходом новой версии, как смартфон, добавляют ретейлеры. Кроме того, "производители чаще обновляют модельный ряд смартфонов и вкладывают в продвижение новинок значительные маркетинговые бюджеты", объясняют в "Евросети".
Президент "Связного" Майкл Тач надеется, что выход новинок от крупнейших компаний, A–брендов, к концу года несколько оживит рынок планшетов. Последние 1,5 года его активно завоевывали B–бренды (бренды второго порядка), которые предлагают широкий выбор именно бюджетных устройств: Prestigio, Lenovo, Explay.
Домоседам
Но самый главный фактор — планшеты уходят под давлением фаблетов — смартфонов с большим экраном (диагональ более 5,5 дюйма). "Так потребитель избавляется от необходимости носить с собой несколько устройств, — поясняют в "Евросети". — На рост продаж влияет и расширение ассортимента". По данным "Евросети", доля фаблетов в продажах смартфонов за последние полгода по сравнению с показателем годичной давности увеличилась с 3 до 5% в количестве, с 4 до 9% — в денежном выражении. В Петербурге рынок фаблетов показал прирост на 56% в кличестве и на 98% в деньгах, средняя цена выросла на 27%, до 19 тыс.
Однако говорить о полном замещении рынка планшетов фаблетами пока не стоит, считают в "Евросети". За планшетами сохраняется аудитория пользователей, которые хотят использовать их дома и покупают как замену домашнему компьютеру или ноутбуку.
"Фаблеты набирают популярность, но они пока не способны вытеснить с рынка ни смартфоны, ни планшеты. — считает Максим Девяткин, руководитель департамента цифровой техники компании "Юлмарт". — Не всем удобно пользоваться аппаратом с экраном 5 дюймов и больше. Смартфон — это все-таки устройство, с которым человек общается ежедневно в больших количествах. Посмотрите на продажи iPhone 6 и 6+ — разница будет огромной. В тоже время нет оснований полагать, что фаблеты заменят планшеты. Любители игр, например, предпочтут фаблету экран с большей диагональю"
Тренд — минимализм
От планшетов отказывается такая важная целевая группа, как бизнесмены.
"Я полностью отказался от iPad и отдал его детям, потому что таскать с собой два аналогичных устройства бессмысленно, — говорит Андрей Рябых, владелец компании Webmaster.SPb. — С появлением пятого и шестого iPhone пользователей iPad в моем окружении стало намного меньше: они у всех есть, но фаблеты вытесняют планшеты в работе. На переговорах удобно использовать либо ноутбук, либо телефон".
Проще говоря, планшеты вышли из моды. Это хорошо видно по тому, как изменилось отношение к ним молодых бизнесменов. "Два года назад я активно пользовался планшетом Apple, чтобы работать в любой точке мира, — рассказывает Михаил Бобровников, владелец компании Extrashot. — Сейчас я его продаю, потому что планшеты как класс уже старое поколение девайсов. И я, и мое окружение уже отказывается от планшета как промежуточного варианта между смартфоном и легким ноутбуком".
Идея создания универсального устройства, которое подведет черту под планшетами, смартфонами, ноутбуками и т. п., по–прежнему витает в воздухе. Она может быть реализована уже через 2–3 года, считает Андрей Рябых: "Скорее всего, это будет устройство, которое позволит выводить информацию в глаза или перед глазами, будь это качественно новый вид шлема виртуальной реальности или более успешная модификация Google Glass". Как и всякий коммерческий прорыв, для кого–то он может обернуться катастрофой.
"Планшет, смартфон и ноутбук — устройства, ориентированные на разные категории пользователей. Уже известны попытки создания устройства <2 в 1>, совмещающего в себе функции планшета и ноутбука. Итоговый продукт получался компромиссным, и мог удовлетворить запросы лишь малой части аудитории. Сегодня трудно предположить, что в ближайшее время появится что-то действительно революционное, способное угодить всем группам потребителей" — говорит Максим Девяткин.