23 января в стране важный день, под девизом «нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы» какое-то количество людей выйдут на улицы – этот день определит социальную динамику на год, а, возможно, и на десятилетие вперед.
Вся движуха – в TikTok, один тамошний блогер очень точно объяснил взрывную популярность платформы: «Почему молодёжь в TikTok? Потому что вас там нет». Нас – это взрослых. Когда мы туда окончательно придём, платформа не умрет, но станет хуже (она уже – хуже), но дети потом опять придумают, куда от нас свалить.
Ощущения на завтра такие же: полиция будет бить детей – это и вдалбливается везде: поговорите со своим ребенком, выясните, что у него на уме, не дайте ему совершить ошибку. Эта позиция власти озвучена буквально, мы не отдадим улицу подросткам: остеречь ребенка – ваша родительская задача. Видимо, с основной родительской задачей – предложить детям привлекательный образ будущего в нашей стране – мы не справились, давайте хоть от побоев и тюрьмы их спасем.
Личные дворцы строят не только президенты: наши все, заработав деньги, первым делом обустраивают владения – та же мраморная позолота, те же метровые заборы и роскошь. Созрел молодежный протест не против конкретного дворца, а против дворцов вообще. В свободном обществе конкурируют идеи, в сословном обществе воюют сословия – с этим ничего не поделаешь. В стране, где даже картошка есть просто картошка и картошка «экономкласса», – это неизбежность.
Торговля – одна из немногих сфер общественной и экономической жизни, где у страны получается. Мы уверенно конкурируем с западными компаниями на своём поле, в некоторых сегментах даже побеждаем. В отрасли есть профессиональные союзы и объединения, есть публичная дискуссия, события освещают независимые СМИ, даже отраслевые чиновники, при множестве к ним вопросов, по-человечески нормальные ребята – в период кризиса все видели, что они переживают не только за свои карьеры, но и немножко за отрасль вообще. Ритейл – образец для подражания для всей страны. Он далеко не идеальный (для многих этот текст прозвучит как манифест «общества потребления»), но лучшего всё равно пока нет.
Возможно, секрет торговли в том, что почти все бренды уже давно освоились в TikTok, не бьют своих покупателей, а реагируют на спрос – если ассортимент больше не актуален, его меняют, вмешательство государства – минимально. Наша торговля и сфера гостеприимства успешны не потому, что есть нацпроект «Торговля», а потому что Галицкий, Чичваркин, Хасис, Наумова, Дюннинг, Кучмент, Павлов, Гончаров, Татулова, Шехтерман, Перекальски, Федоров, Алексеев, Бакальчук и сотни, тысячи предпринимателей и экспатов, взяв за рабочий образец западные форматы в кратчайшие сроки в условиях жесткой конкуренции и в уважительном, профессиональном диалоге между собой и властью, без государственных директив и «пятилетнего плана» с нуля создали передовую отрасль.
Наша отрасль – национальная, и готова навязать конкуренцию не только внутри страны, но и выходить на рынки других стран и биться за кошелек заграничного покупателя. Ритейл смог вырваться из порочного круга хамоватой государственной беспомощности: «если бы захотели, то сделали бы…». Барыги без «бы» – сделали, пока другие боролись с дворцовой плесенью (и проиграли этой плесени).
И ещё важно, что у ритейла точно есть привлекательная картина будущего (пусть в жизни это не всегда так, но речь про образ) — взрослые с детьми, взявшись за руки, мирно гуляют по торговому центру, делают покупки, потом идут на фуд-корт и в кино, а охранник на входе отдает им честь, а не машет дубинкой.
Let it be.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.