Российские розничные компании с января этого года переживают вторую за последние примерно полгода волну резкого увеличения количества заявок от поставщиков, которые в массовом порядке декларируют намерения повысить отпускные цены на свою продукцию, заявил журналистам директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group, крупнейшего ритейлера в РФ по объемам продаж, Михаил Сусов в рамках форума Food Business Russia.
Он отметил, что эта тенденция охватывает все потребительские товары. "Начиная от картошки и заканчивая косметической продукцией, товарами для животных и пластиковой посудой… Очень сложно назваться категории, где поставщики не хотят повысить цены", — добавил Сусов.
"Традиционно после Нового года компании пересматривают цены, но в этом году это особенно заметно", — подчеркнул он. Ранее, в июле-августе 2010 года на фоне аномальной жары и засухи розница также наблюдала резкий рост количества заявок от поставщиков, которые планировали поднять отпускные цены, напомнил Сусов.
По словам Сусова, сейчас поставщики мотивируют повышение отпускных цен удорожанием энергоносителей, коммунальных затрат, логистики, а также — сырья из-за неурожая прошлого года и продолжающегося роста цен на товары на мировых биржах.
"В общем, большой набор и объективных и субъективных причин, коими могут являться спекулятивные настроения некоторых производителей", — добавил представитель Х5, пояснив, что выделить общую динамику инфляции в данном случае непросто, так как встречаются самые разные предложения поставщиков — от нескольких до десятков процентов.
"Когда это 3-5%, и мы понимаем, что это действительно объективная составляющая, то мы идем на такое повышение и то в самую последнюю очередь, если не находим альтернативного поставщика. Но когда производитель наших спагетти "Красная цена" предлагает увеличить цены на 63%, конечно, он, сразу идет в сад", — обрисовал ситуацию Сусов.
По его словам, у компании есть примеры, когда срывались подписанные контракты на большие объемы продуктов, рост цен на которые ожидался в дальнейшем. "В самый последний момент нам отказывали в поставке этих продуктов, возвращали предоплату, расторгали контракты и тут же предлагали эти же партии товара по гораздо более высокой цене", — посетовал он.
Сусов также сообщил, что Х5 уже три недели "все эти письма аккуратно подшивает в папочку и отправляет" в Федеральную антимонопольную службу.
По данным Минэкономразвития, в 2010 году инфляция на потребительском рынке составила 8,8%, при этом к началу 2011 года российская экономика накопила значительные инфляционные риски, и рост цен на продукты может транслироваться на другие секторы потребительского рынка. По данным Росстата, рост потребительских цен в России в январе 2011 года составил 2,4%, превысив официальный прогноз.