Экономический кризис изменил сложившуюся за последние годы схему взаимоотношений между государством и бизнесом. Несмотря на либерализацию законодательства в области ответственности за совершение налоговых правонарушений, правоохранительные органы стали жестче контролировать финансовую деятельность предприятий любой формы собственности.

На организованном "Ъ" семинаре представители профильных отделов прокуратуры, ГУВД Санкт-Петербурга, эксперты юридической компании "S&K Вертикаль" и практикующие профильные адвокаты обсуждали с предпринимателями правовые основания, порядок и компетенции правоохранительных органов при проведении проверок предприятий.

Как утверждают бизнесмены, "опека" контролирующих органов зачастую парализует их работу, отнимая время на удовлетворение любопытства силовиков. Бухгалтериям приходится тратить время не на профильную работу, а на копирование документов, запрашиваемых контролирующими ведомствами. А уж изъятие оригиналов документов воспринимается предпринимателями как некий кошмар, способный попросту уничтожить их бизнес.

Как рассказали собравшимся представители правоохранительных органов, проверка деятельности предприятий обычно проводится двумя способами. При необходимости получения документов в рамках проводимой проверки сотрудниками милиции могут направляться запросы с требованием предоставить определенный пакет документов, либо, в случае необходимости, может быть проведен осмотр помещений юридического лица. В обоих случаях действия ревизоров совершенно законны. Сотрудникам оперативных подразделений предоставляется право на основании статьи 11 Закона о милиции беспрепятственно входить в помещение, занимаемое организацией, проводить гласные оперативно-розыскные мероприятия и проводить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений.

Причем такое изъятие четко регламентировано — как рассказала начальник отдела документальных проверок ОНП ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Мария Ермолина, "если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы, то с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы. В случае если невозможно изготовить копии и передать их одновременно с изъятием документов, в течение пяти дней указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого они были изъяты. В случае если по истечении пяти дней после изъятия документов, заверенные копии документов не были переданы, то они в течение трех дней должны быть направлены по почте". К сожалению, при выемке документов силовики зачастую допускают процессуальные нарушения. Например, при изъятии не составляется опись документов. И после визита стражей порядка сотрудникам предприятия приходится проводить свою ревизию, чтобы понять, каких именно документов они лишились. Чтобы избежать такой ситуации эксперты порекомендовали в обязательном порядке на этом этапе привлекать адвоката, который и должен контролировать соответствие процессуальных действий определенным требованиям.

И это не единственный пример ситуации, когда изъятие правоохранительными органами документации нарушает российское законодательство. Например, по закону коммерческая тайна подлежит передаче третьим лицам, в том числе и государственным органам, только с разрешения суда. А как утверждает адвокат Владимир Алешин, "обычно оперативные сотрудники проводят осмотр и изъятие документов независимо от того, содержат они коммерческую тайну или нет. Обычно собирается все — даже то, что в запросе не указано. И спорить по этому поводу бесполезно. Поэтому приходится все время бороться в судах, отстаивая интересы именно вот в этом отношении".

На семинаре юристы разъяснили представителям бизнеса и порядок действий в случае поступления из какого-либо контролирующего органа запроса с требованием предоставить некие документы. Силовики и адвокаты единодушно утверждают, что даже если в организацию поступит запрос "Прошу предоставить всю бухгалтерскую отчетность, включая первичные документы за 10 лет", руководители компании просто обязаны выполнить это требование. Но существует два важных момента. Во-первых, не помешает связаться с ведомством, направившим такой запрос, и уточнить список документов. И главное — необходимо всегда документировать свои отношения с государственными органами. Поступил запрос, считаете, что он неправильный, некорректный — в письменном виде сообщите об этом. Направляете документы — все сопроводительные бумаги тоже должны быть подписаны надлежащим лицом.

Впрочем, как в один голос заверили присутствовавшие на мероприятии сотрудники правоохранительных органов, основной способ уберечь бизнес от лишних потрясений — это соблюдение законов и своевременная уплата налогов. По словам прокурора отдела по надзору в сфере экономики Надежды Белоусовой, надзор за поступлением именно налоговых платежей в бюджетную систему всех уровней является одним из основных направлений деятельности прокуратуры города. "Надзор осуществляется на постоянной основе, прокурорами систематически проводятся проверки, в ходе которых особое внимание уделяется работе налоговых органов и служб судебных приставов по взысканию налоговых платежей, а также взаимодействию указанных служб с правоохранительными органами", — рассказала госпожа Белоусова. И в первую очередь оценивается полнота мер, принимаемых налоговыми органами и службой судебных приставов в отношении предприятий, которые имеют наибольший размер недоимки по налоговым платежам. "Однако практика у нас показывает, что основной причиной образования недоимки является непринятие мер к погашению дебиторской задолженности предприятиями, следствием чего является отсутствие активов, достаточных для своевременной уплаты налогов и сборов. Кроме того, зачастую причинами образования задолженности являются недостатки в организации финансового планирования предприятия и игнорирование сроков уплаты налоговых платежей. Безусловно, вышесказанное влечет нарушения статьи 23 и 45 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми налогоплательщики обязаны исполнять обязанность по уплате налогов в установленные законом сроки", — уточнили Надежда Белоусова. В свою очередь, прокуратура города и районные прокуратуры принимают определенные меры для устранения таких нарушений: руководителям предприятий вносятся представления об устранении выявленных нарушений. Кстати, как утверждает госпожа Белоусова, благодаря мерам прокурорского реагирования в 2009 году, например, в бюджет поступило более 233 миллионов рублей и, соответственно, активизировалась работа налоговых органов и судебных приставов.

Впрочем, все присутствовавшие на семинаре силовики заявляют, что на самом деле разговоры о том, что государство "закручивает гайки" бизнесу, лишены оснований. И обсуждавшиеся на семинаре вопросы приобрели особую актуальность в связи с изменением действующего законодательства. Как уточнила Мария Ермолина, "законодателями последнее время у нас принимаются меры по защите субъектов предпринимательской деятельности, причем достаточно активно. Например, в конце 2008 года — принят Федеральный закон N293 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел, в части касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности". Или 383-й Федеральный закон от 29 декабря 2009 года, принятый в целях либерализации законодательства в области ответственности за налоговые правонарушения". 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments