Госдума отклонила законопроект, предполагающий введение дифференцированной ставки налога на предметы роскоши. Причем сделала она это во второй раз. Впрочем, эксперты считают, что даже если бы такой закон был принят, нашлось бы немало лазеек, позволяющих его обходить.
Законопроект, предполагавщий изменения в первой и второй частях Налогового кодекса, был внесен в Госдуму еще в 2007 году и, по планам авторов, должен был вступить в силу с 1 января 2008 года. Однако в том же году законопроект был отправлен на доработку.
Вновь обложить налогами состоятельных россиян предложили депутаты из партии «Справедливая Россия». Но заранее предполагалось, что Комитет Госдумы по бюджету и налогам предложит палате при рассмотрении этого законопроекта 12 мая отклонить документ. Так и случилось.
Реклама
Авторы законопроекта ссылаются на международный опыт, согласно которому различные налоги на роскошь существует в ряде штатов США, Великобритании, Франции, Италии и других странах. Согласно документу, объектами налогообложения признается недвижимость стоимостью от 15 млн рублей, автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, парусные суда и катера стоимостью от 2 млн рублей, драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, а также произведения живописи и скульптуры стоимостью свыше 300 тысяч рублей.
При этом предлагалось ввести дифференцированный налог. Например, при стоимости машины от 2 до 20 млн рублей налог на нее составит 1%, от 20 до 50 млн рублей — 3%, свыше 50 млн рублей — 5%.
Законопроект, который предлагался к рассмотрению, не учитывает очень много моментов. Сегодня налог на недвижимость уже носит дифференцированный характер, поэтому речь идет о «введении» уже существующей ставки, говорит заместитель председателя комитета по бюджету и налогам, депутат от «Единой России» Александр Коган. «За недорогое недвижимое имущество люди сегодня платят максимум 300 рублей, а на дорогую недвижимость налог доходит до 100 тысяч рублей. Авторы законопроекта не учли это, и поэтому получается абсурд, когда одно и то же имущество будет облагаться налогом по одному и тому же принципу, только по разным расчетам», — рассказал он в интервью радиостанции Business FM.
Александр Коган также подчеркнул, что сегодня работа по налогу на недвижимость уже ведется. «Законопроект находится в Минфине, отрабатываются технологии расчета и оценки такого имущества, потому что оно должно оцениваться по рыночной стоимости. Проект и подразумевает собой установку дифференцированной прогрессивной ставки налогообложения, которая будет учитывать все тонкости и нюансы. Например, люди, имеющие недорогое жилье эконом-класса, будут платить столько же, сколько и сейчас, а те которые владеют более дорогим жильем, должны будут платить по повышенной ставке», — говорит он.
Законопроект мог бы стать одной из самых коррупционных норм, которую стали бы использовать нерадивые налоговые инспекторы и оценщики, так как получили бы возможность искусственно занизить любую стоимость, считают эксперты. «Достаточно сказать, что дом, стоимость которого выходит за границу в 15 млн рублей, можно «удешевить», написав заявление, что его делали из б/у-материалов. Его стоимость сразу падает в два раза, — отмечает Александр Коган. — Я считаю нецелесообразным привязывать налог к стоимостным оценкам. Должны быть определенные параметры, которые невозможно занизить, например, площадь. От этого и нужно исходить, рассчитывая налог».
У генерального директора «Спорткар-центра» Дмитрия Баранова законопроект вызывал такие же опасения: «Коррупционная составляющая процесса налицо. И не думаю, что налоговые сборы ее окупят. Одни будут пытаться занизить стоимость, другие — стремиться помочь им в этом», — говорит он.
По мнению эксперта, способов уклонения от налогов было бы изобретено огромное количество. Из тех, которые лежат на поверхности, можно назвать уценку для машин, то есть стали бы «случаться» аварии. Также известна схема, при которой лицо, которое фактически владеет автомобилем, покупает подержанную машину через кого-то из своих родственников. «Для ювелирных изделий разброс оценки громаден. В результате, «обновления» на этом поле пошли бы гораздо быстрее, чем начали выявляться нарушения», — говорит Дмитрий Баранов.
Что касается владельцев яхт и дорогих катеров, то здесь все проще — такие объекты просто не получили бы «российскую прописку», то есть их не стали бы регистрировать в России. Следовательно, казна и вовсе лишилась бы всяких налогов, уверен глава российского представительства Azimut Yachts Антон Долотин. «Принятие такого законопроекта перенесет покупателей яхт с внутренних вод Российской Федерации на уже привычные Средиземное и Черные моря, где лодки могут находиться под юрисдикцией оффшоров или европейских государств», — резюмирует он.
Сторонники законопроекта, в свою очередь, надеются, что он смог бы пополнить дефицитный бюджет. Есть у него сторонники и среди бизнесменов. Так, генеральный директор компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров считает, что такой налог оздоровил бы рынок недвижимости, сделав его более стабильным и защищенным от резких колебаний цен — введение налога на предметы роскоши вызовет дополнительные сомнения покупателей при приобретении подобных объектов недвижимости. «У покупателей появится дополнительная затратная статья — вот эти налоги, и итогом этого закона станет отсутствие желания у людей приобретать на себя объекты элитной недвижимости и использовать их в инвестиционных сделках. В результате, мы увидим меньше сделок по продажам квартир в сегменте премиум-класса. Таким образом, рынок станет стабильнее», — прокомментировал он Business FM.
Законопроект в нынешнем виде обречен, считают эксперты. Тем более, уже существует прогрессивный налог на недвижимость, а все владельцы машин платят транспортный налог. Двойное же налогообложение запрещено. Другое дело, что в Минфине продолжают разрабатывать методологию рыночной оценки имущества, а значит, налоги все же возрастут.