Российские ритейлеры, опрошенные РИА Новости, не обеспокоены возможным исчезновением ламп накаливания с прилавков с 2011 года. Во-первых, доля этой продукции в общем объеме продаж в сетях крайне мала, во-вторых, потребительский спрос на энергосберегающие лампы в последнее время растет. При этом эксперты не исключают, что снижение цен на энергоэффективные лампы может произойти уже в ближайшее время.

О том, что в России в целях повышения энергоэффективности может быть введен запрет на оборот ламп накаливания, в четверг заявил президент РФ Дмитрий Медведев. В свою очередь министр экономического развития Эльвира Набиуллина сообщила, что запрет на мощные лампы (более 100 ватт) может быть введен с 1 января 2011 года.

Прощай, лампочка Ильича

"Рост спроса на указанную продукцию соответственно повлечет снижение торговой наценки розничными продавцами", — считает PR-директор сети "МИР" Елизавета Тотунова. В свою очередь менеджер по связям с общественностью компании "Эльдорадо" Антон Пантелеев отмечает, что высокая стоимость энергосберегающих ламп обусловлена не столько торговой наценкой, сколько затратностью производства, которое к тому же расположено преимущественно за границей.

Почти все энергосберегающие лампы, продающиеся в крупных отечественных сетях — импортного производства, либо российские, но произведенные за рубежом, в основном в Китае.

При этом Пантелевв не исключает, что в будущем, когда объемы продаж этого вида ламп увеличатся, это приведет к снижению их стоимости.

Согласны с ритейлерами и производители энергосберегающих ламп, которые в то же время отмечают сложность вопроса ценообразования. "Одно могу сказать: уже сейчас средняя цена уменьшается, тем самым уменьшается срок окупаемости и ценовая разница между лампой накаливания и энергосберегающей. В случае полного и даже частичного отказа от ламп накаливания, рынок энергосбережения значительно вырастет и я уверен, что это очень серьезно повлияет на цену в сторону ее существенного понижения", — говорит генеральный директор и основной акционер ООО "Топсервис" (владеет брендом "Космос", под которым продает, в том числе энергосберегающие лампы) Александр Савельев. По оценкам его компании, средняя розничная цена по России на качественную энергосберегающую лампу составляет 120-150 рублей.

А ты запасся лампами накаливания?

Учитывая особенности нашей страны, можно было бы предположить, что граждане в ближайшие годы начнут спешно запасаться лампами накаливания, чтобы после 2011 года еще какое-то время поэкономить. И чтобы такого не произошло, государству нужно не поскупиться на обширную информационно-просветительскую программу, объясняющую преимущество энергосбережения, считают специалисты.

"С точки зрения ритейла решение также будет иметь большие плюсы: до 2011 года мы планируем резкий всплеск интереса к лампам накаливания, так как люди будут скупать их про запас", — считает менеджер по связям с общественностью "Эльдорадо" Антон Пантелеев. Однако его коллега из сети "МИР" с ним не согласна, отмечая, что даже сейчас потребительские предпочтения смещаются в сторону энергосберегающих ламп. "И поддержка инициативы президента соответствующей массовой информационной пропагандой, направленной на воспитание культуры энергопотребления, лишь поможет нашим гражданам осознать преимущества энергосберегающих технологий и окончательно перейти на их использование", — говорит Тотунова.

Производители "зеленых" ламп также не ожидают всплеска потребления на их продукцию, но и бума на покупку энергосберегающих не ждут.

"Пока рынок ламп накаливания стабилен, роста не наблюдается. Если осуществлять замену грамотно и постепенно, при существующей сейчас тенденции к понижению цен на энергосберегающие лампы, считаем, что люди не будут "запасаться" лампами накаливания", — отмечает Савельев. При этом бизнесмен добавляет, что роста потребления энергосберегающих ламп "без серьезной разъяснительной работы среди населения, включая средства социальной рекламы в национальном масштабе поддержанной государством", также не ожидается. "Людям нужно объяснять, что, заменяя обычные лампы на энергосберегающие, они не тратят деньги, а инвестируют", — говорит он.

По словам Савельева, рынок энергосберегающих ламп последние годы рос примерно на 30%. В этом году, по его словам, роста не будет, но и серьезного падения продаж не ожидается. По данным "Топсервис", общий объем продаж энергосберегающих ламп в 2008 году составил порядка 60-70 миллионов штук. Такой же объем будет продан в 2009 году.

Ллампы накаливания в меньшинстве

Между тем, ритейлеры не волнуются по поводу возможного исчезновения с полок магазинов ламп накаливания, поскольку доля их в сетях и так невелика.

В магазинах "МИР" на сегодняшний день соотношение ламп накаливания и энергосберегающих составляет 15% и 85% соответственно, в "Эльдорадо" — 20% и 80% соответственно. "На сегодняшний день соотношение в магазинах ламп накаливания и энергосберегающих — 1 к 4 и на такую матрицу мы вышли год — полтора назад", — говорит PR-директор "М.видео" Надежда Киселева.

"Сегодняшнее соотношение энергосберегающих ламп и ламп накаливания в нашем ассортименте наглядно демонстрирует, что мы почти готовы к переходу на продажи только энергосберегающих ламп", — говорит Тотунова. В "Эльдорадо" также не исключают, что перейдут на продажу только энергосберегающих ламп уже в 2010 году.

Сплошной позитив

В целом продавцы электронной и бытовой техники очень позитивно оценивают инициативу президента РФ, отмечая чрезвычайную важность ресурсосбережения в России.

"Мы поддерживаем инициативу президента, как и любую другую, направленную на ресурсосбережение. Россия является крупнейшим поставщиком энергии для других стран, но при этом внутри страны довольно долго царили бесхозяйственность и крайне низкие энергоэффективность и культура сбережения", — считает Тотунова, добавляя, что благодаря усовершенствованной электронике в сравнении с обычной лампой энергосберегающие служат в 12 раз дольше, а энергосбережение составляет 80%.

По словам Пантелеева, подобное решение уже было принято в Великобритании, и это поможет "значительно снизить энергопотребление и расходовать электричество эффективнее".

Поддерживает решение президента и компания "М.видео", которая, по словам Киселевой, сама по себе является "зеленой" компанией и всячески поддерживает различные экологические инициативы.

Производители также аплодируют такой идее, отмечая реальность ее реализации.

"Наконец-то принято простое, реализуемое в достаточно близкой перспективе, в высшей степени эффективное решение. Не надо придумывать что-то свое, нужно в кратчайшие сроки встать на путь, по которому уже идут большинство развитых стран и многие развивающиеся страны, которые гораздо беднее России", — говорит Савельев из "Топсервиса".

От ламп накаливания уже избавляются Евросоюз и США. В странах ЕС полностью заменить традиционные лампы накаливания энергосберегающими планируется к 2012 году. А в США они должны исчезнуть из продажи к 2014 году.

При этом производители ламп накаливания не собираются сходить с арены и готовы побороться за рынок. Как сообщал ранее в пятницу РИА Новости директор по маркетингу Томского электролампового завода (ТЭЛЗ) Андрей Волошко, предприятие, являющееся главным поставщиком ламп накаливания в Сибири и на Дальнем Востоке, готово запустить линию по производству энергосберегающих ламп уже в начале следующего года. По его словам, так как лампе накаливания уже 150 лет, ничего принципиально нового в ее конструкцию просто внести не возможно. "Будущее совершенно точно за энергосберегающими лампами. Энергосбережение целесообразно со всех сторон, особенно в условиях кризиса", — считает Волошко.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments